Доклад на тему:
Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром.
Выполнила: Григорьева А.О.
Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром.
Основные задачи экологического воспитания во второй младшей группе являются:
- Знакомство детей с растительным и животным миром
- Развивать умение наблюдать, сравнивать.
- Учить различать, называть диких и домашних животных их детенышей
- Знакомить с сезонными изменениями поведения животных и птиц
- Воспитывать любовь к родному краю
Младший возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребенка в детский сад. В наше группе создан природный уголок. Оформлен уголок природы таким образом, чтобы детям было удобно ухаживать и наблюдать за растениями. Очень эффективны игры с различными природными материалами (овощи, фрукты, и т.п.), которые максимально приближают детей к природе и всегда вызывают у ребенка живой интерес и активное желание с ними играть. Например, «Детки с ветки», «Чудесный мешочек» и т.п.. Особый интерес вызывают подвижные игры природоведческого характера: «Кот и мышь», «Солнышко и дождик». В разных источниках я нашла экологические сказки, которые помогают детям уточнить и упрочить полученные представления об объектах природы, активизировать познавательную и речевую деятельность, стимулировать разнообразные переживания: доброжелательность, сострадание, желание оказать помощь.
Песок, вода круглогодично присутствуют в группе. Дети изучают их свойства, играют с ними, проявляют творческие качества, развивают воображение и сенсомоторные способности, а также мелкую моторику. В центре воды и песка малыши играют: пересыпают песок из ладошки в ладошку, из совка в формочку, закапывают в него различные предметы и откапывают их, строят горки, дорожки и др.; проводят эксперименты: льют, процеживают через сито, переливают через лейки, через трубочки. Видят и понимают, какие предметы не тонут в воде и почему; из какого песка можно лепить и строить, а из какого – нет.
Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Ежедневно, во время прогулок, мы с детьми наблюдаем за погодой, изменениями в природе, прилетающими на участок птицами, любуемся красотой окружающей природы. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам. Весной мы сделали огород на окне (посадили лук), где дети самостоятельно поливают ростки. Летом мы планируем выращивать цветы в клумбах.
Осенью проводился конкурс на тему: «Чудеса с грядки», «Лучшая поделка из природного материала», где дети приноси поделки из различных овощей и фруктов. Детей это очень радует и забавляет. Они стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок. За совместную работу, дети и родители получают благодарность.
В зимний период года дети трудились в уголке природы. Они учились ухаживать за комнатными растениями.
Рассматриваем альбомы с комнатными растениями, сравнивали, находили сходства и различия, проводили беседы, наблюдения.
Играем в дидактические и подвижные как в группе, так и на прогулке, дети с радостью выполняют любые трудовые поручения «Чудесный мешочек», «Солнышко и дождик»
В нашей группе имеется:
1) центр экологии, который оснащён в соответствии с возрастными особенностями детей:
● оборудованием для трудовой деятельности (посадка и уход за растениями);
● набор иллюстрации для ознакомления с растительным и животным миром;
● календарем природы;
● природным материалом для творческой, познавательной и опытно-экспериментальной деятельности (шишки, камни, ракушки, семена растений и многое другое);
● в соответствии с методическими требованиями подобран материал для познавательной деятельности и обогащение сенсорного опыта (форма, цвет, величина, свойства и качества предметов);
●приобрели: магниты, мерные стаканчики, песочные часы, дидактические игры познавательного характера;
● изготовили: вертушки, султанчики, приобрели фартуки для проведения опытов.
Очень понравились детям опыты с водой «Достань камешек», «Теплый холодный» и «Что как плавает». В них дети выявляли свойства воды.
Например, на опыт «Что как плавает», дети сами, с помощью опытов, выяснили, что некоторые предметы плавают по воде , другие тонут в воде.
Использование наблюдений и экспериментов в работе по экологическому воспитанию дошкольников привело к следующим результатам:
— у ребят повысился познавательный интерес к природе
Наша задача– предоставить детям возможность самим получать знания об окружающем мире, исследовать предметы и явления в природе, не причиняя ей вреда. Мы должны быть не контролёрами над детьми, а вдохновителями исследований. Взрослый должен помочь ребёнку сформулировать вопросы, провести эксперимент, объяснить материал, который будет интересовать ребёнка, предоставить самостоятельно, найти ответ на интересующий вопрос, высказать своё мнение, обменяться идеями с другими. В процессе познавательно-исследовательской деятельности необходимо побуждать детей самостоятельно принимать и ставить познавательные задачи.