Консультация на тему:
«Активизация деятельности педагогов
по развитию экологического воспитания и образования детей»
Воспитатель: Перчаткина О. П
г. Зима. 2017г
Земли, живущие народы –
Все мы от матери - природы.
Её беречь – наша задача,
И пусть поможет нам удача.
Повсюду чтоб цвели цветы,
И исполнялись все мечты.
И чтоб во все наши года,
Природу берегли всегда.
Дошкольное воспитание и экологическое воспитание детей – понятия, которые нередко в последнее время объединяют наиболее талантливые педагоги, находясь в поиске оптимального вида обучения подрастающего поколения. Конечно же, давно известно, что взаимосвязь человека и природы должна быть разумно-рациональной и приносить обществу и окружающей среде исключительно пользу.
Удивительный мир природы. Он встречает ребенка морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, у луга, у тихой речушки и даже у крошечной лужицы.
Но где бы ни находился детский сад: в шумном городе или в тихом поселке, за полярным кругом или в степи, воспитатель, любящий природу, помогает детям сделать первые шаги в неизведанную страну, которая называется природой.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
Экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области экологии, сам любит природу и заботится о ней. Он преподносит комплекс экологических знаний в доступной, увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребенка. Учитывает интерес и возрастные особенности детей.
Дети рано начинают замечать и интересоваться окружающими объектами неживой и особенно, живой природой. Природа привлекает внимание детей сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками. Знакомясь с природой, дети открывают для себя новый мир: они стараются потрогать руками, понюхать рассмотреть.
Наша цель:
1. Создать условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны);
2. Организовать просвещение родителей, направленное на формирование экологической культуры всех членов семьи.
3. Повысить свой профессионально-творческий уровень по данной проблеме.
Показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведения ребенка, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности.
Для этого педагоги должны использовать такие формы работы:
1.Организованные:
экскурсии (в парк, на луг, водоем);
наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.
2.Совместная деятельность:
наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы,
целевые прогулки на природе;
чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки, рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки, рассматривание картин из жизни диких животных, художников И. И. Левитана, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова, И. И. Шишкина, К. Ф. Юона).
рассказы, беседы воспитателя о животных, растениях, о заповедниках, заказниках, памятниках природы;
сбор коллекций, семян, камней, листьев;
экологические праздники и досуги («День птиц», «День Земли», «День рождения Леса»);
опыты, поисковая деятельность;
игры (подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные);
различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.
3.Взаимодействие с семьями воспитанников:
Собрания, консультации, семинары, «Дни открытых дверей», праздники и досуги («День Земли», «Весенние посиделки», «День птиц» и др.,)
Оформление экологических стендов (папки-передвижки, статьи, стихи, приметы, загадки, словесные игры для разучивания дома).
Составление альбомов «Я и природа» (рисунки, фотографии, высказывания детей о природе, беседы с рекомендациями (создать мини-огород на подоконнике, завести домашнего питомца, совместные с родителями акции, фотовыставки).
Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание экологически грамотного человека.
Данные методы отличаются от традиционных методов дошкольной педагогики тем, что это не просто методы ознакомления детей с природой, а методы экологического образования.
Экологическое образование детей дошкольного возраста предполагает:
- пробуждение и закрепление в сознании гуманного отношения к окружающей среде в рамках нравственного воспитания;
- создание специфической системы представлений и знаний об экологии в рамках интеллектуального развития;
- акцент на умении видеть красоту природы, выражать свое восхищение ею, эстетическое восприятие действительности;
- привлечение детей к посильной для них экологической деятельности (уход за растениями и животными, охрана и защита природы).
Тем не менее, раскрыть сущность экологического воспитания деткам дошкольного возраста достаточно сложно. Родители и педагоги сами должны уметь жить, не нарушая гармонии природы, дабы дать малышам достойный пример для подражания. Дети чрезвычайно наблюдательны и как зеркало готовы отражать и положительные, и отрицательные действия взрослых. А почувствовать искреннюю любовь к природе можно только через определенный душевный настрой, интуитивное понимание и познание ее глубинных и поверхностных процессов.
Именно поэтому модель экологического воспитания детей дошкольного возраста будет нежизнеспособна без личного примера родителей и педагогов, демонстрирующих разумное и гуманное отношение к окружающей среде, и по мере сил и возможностей участвующих в природоохранной деятельности.
Кроме того, отношение взрослых и их эмоциональный настрой также ложатся в основу экологического сознания малышей. Удовольствие от полезного труда, оценка результатов своей деятельности, ощущение нужности и востребованности своих действий помогает закрепить ассоциативные связи между природой и радостью, отличным настроением, получением позитивных эмоций. Соответственно, во многом – практически на 70-80% — успешность формирования положительного экосознания детей зависит от окружающих их взрослых – родителей и педагогов.
Правильно организованное экологическое воспитание детей дает возможность сформировать начальные понятия экокультуры у малышей, включающие в себя разумно-гуманное отношение к природным явлениям и объектам. Кроме того, дети развивают свои интеллектуальные и творческие способности, учатся анализировать, проводить эксперименты и делать выводы.
А самое главное — у дошкольников появляется желание не только постоянно общаться с окружающим миром, но и выражать свои впечатления в различных видах деятельности.