Сегодня перед родителями стоит трудный выбор, чем занять свободное время ребёнка. Телевиденье предлагает развлекательные каналы для детей, рынок пестрит дисками с видеоиграми и мультипликационными фильмами. Встает вопрос: что выбрать и как не навредить психике ребёнка? Ведь даже самые мимолетные впечатления, не проходят для маленького зрителя бесследно. Они оставляют в психике отпечаток, который до какого-то времени оседает в глубине бессознательного. Эти незаметные воздействия могут серьёзно изменить поведение ребёнка.
Родителям важно знать, в какие игры играет их ребёнок, и какой вред или пользу может принести такое увлечение. При выборе компьютерных игр нужно отдавать предпочтение тем, которые развивают логику, мышление, воображение, внимание, помогают познавать окружающий мир. Но в любом случае не стоит передоверять компьютеру обучение и воспитание Вашего ребенка. Все самое ценное и значимое он должен получит в раннем возрасте от своих родителей, чтобы верно пройти процесс социализации, чтобы научиться общаться с людьми и осознавать авторитет взрослых.
Основными причинами компьютерной и телевизионной зависимости могут быть: недостаток общения со сверстниками и значимыми для ребенка людьми; недостаток внимания со стороны родителей; неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, комплексы и трудности в общении; склонность детей к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного; желание ребенка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать; отсутствие у ребенка увлечений и хобби.
Увлечение компьютером и телевизором может повлиять на дальнейшую судьбу ребенка: уменьшается круг общения и, как следствие, отсутствие жизненного опыта; ухудшается зрение, состояние здоровья; может нарушиться психика ребенка, его мировоззрение; ребенок рискует выпасть из социума и навсегда остаться без друзей, которые так важны во взрослой жизни; у детей развивается тяга к агрессии и даже кровопролитию.
Влияние на психику оказывают и телевизионные передачи, фильмы и мультфильмы, которые смотрит ребёнок. Степень их вреда меняется с возрастом. Если в более раннем возрасте важно не испортить неокрепшее зрение, то позже на первое место выходит его мозг и психика, куда могут выгружаться горы мусора с экрана.
Производители кино, мультфильмов и рекламы, зная особенности психики ребёнка, воздействуют на бессознательное маленького зрителя.
Сказка и мультфильм это то, что формирует в сознании ребенка модель окружающего мира. Через них он познает образы мамы и папы, друга и врага, добра и зла, отношение к старшим, на которые он будет ориентироваться всю жизнь.
Существуют мультфильмы, которые построены на идеологии формирования у юного зрителя таких прекрасных качеств, как благородство, смелость, верность дружбе, честность и справедливость. Они учат добру, нравственности, уважению к старшим, помощи ближнему, оберегают нас от лжи, предательства, лицемерия. В них виден перевес добра над злом.
Мы понимаем, что в наше время невозможно уберечь ребенка от просмотра телевизора и компьютера, но уменьшить их влияние возможно. Контролируйте то, что он смотрит, и ограничивайте время, проведенное у экрана.
- Полезно с раннего возраста приучать ребенка к стабильному режиму дня. Тогда он не будет в любой свободный момент рваться к компьтеру
- Больше общайтесь,разговаривайте,гуляйте.
- Создавайте комфортную обстановку доверительного общения.
- Ребенок должен быть чем то занят. Совместная деятельность-основа правильного воспитания и развития.
От этого воспитания зависит, будет ли ребенок помогать Вам в старости или сдаст в дом для престарелых думая, что так и надо.
Памятка для родителей "Как уберечь ребёнка от вредного влияния компьютерных игр и телевидения":
Категорически не рекомендуется смотреть телевизор в процессе кормления грудного младенца.
Пока ребёнок совсем маленький, старайтесь в его присутствии вообще не включать телевизор.
Контролируйте то, что он смотрит и в какие компьютерные игры играет. Заранее посмотрите их сами.
Ограничивайте время, проведенное у телевизора:
Для ребенка 3-5 лет. Телевизор - 3 раза в день по 20 минут. Компьютер - 1 раз до 30 минут.
Для ребенка 5-7 лет. Телевизор - 3 раза в день по 30-40 минут. Компьютер - 2 раза в день по 20-30 минут.
Для ребенка 7-10 лет. Телевизор - не больше двух часов в день с обязательными перерывами. Компьютер - не больше полутора часов в день, с обязательными перерывами после каждых 20 минут обучения или игры.
Для ребенка старше 10 лет. Телевизор - не больше трех часов в день с обязательными перерывами после каждого часа. Компьютер - не больше двух часов ежедневно, с обязательными перерывами каждые полчаса.
Если у ребенка серьезное, особенно прогрессирующее, нарушение зрения, то время следует сократить в 1,5-2 раза. Если ребенок носит очки, то смотреть телевизор и работать за компьютером он должен непременно в очках.
Если Вы решили ограничить время проводимое ребенком у экрана, то не меняйте своей позиции в зависимости от Вашей занятости и настроения.
Помните, что длительное время, проведенное у экрана, ведет к ухудшению зрения, избыточному весу, нарушению обмена веществ и многим другим проблемам, связанным не только с физическим, но и психологическим здоровьем Вашего ребенка.
Старайтесь смотреть передачи вместе с ребенком, чтобы пояснять и комментировать происходящее.
Ни в коем случае после просмотра мультиков или других передач нельзя немедленно приступать к учебе или чтению книжек, а также к настольным играм.
Если ребенок страдает невропатией, неврозом, ММД, ночными страхами или имеет другие неврологические нарушения, необходимо существенно ограничить просмотр «страшилок», кровавых боевиков и чрезмерно возбуждающих ребенка передач.
Больше живого общения. Старайтесь проводить вечера вместе за обсуждением прошедшего дня, а не у телевизора. Пусть лучше рисует, лепит или играет с мячом.
Станьте ближе своему ребенку. Телевизор и компьютер включить Вы всегда успеете…