Музыкальная страничка

«Организация праздничных утренников в детском саду»

Культурно -досуговые мероприятия – неотъемлемая часть в деятельности дошкольного учреждения. Организация праздников, развлечений, детских творческих дел способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка.
Хочется остановиться поподробнее на одной из форм культурно-досуговой деятельности в детском саду – праздничном утреннике.

Одно только слово "праздник" заставляет быстрее биться сердце каждого ребенка. С праздником связаны самые большие надежды и ожидания детей. Именно о праздниках детства, проведенных вместе с родителями и друзьями, чаще всего вспоминают взрослые. Для многих эти воспоминания являются самыми светлыми и радостными в жизни. Поэтому хорошо спланированный, подготовленный по специальному сценарию праздник доставит радость не только детям, но и взрослым. Ведь нет ничего желаннее, чем увидеть счастливую улыбку на лице ребенка, знать, что именно вы помогли ему почувствовать себя хозяином веселого торжества, лидером среди друзей, подарили ему дополнительные мгновения счастья.
В нашем детском саду накоплен большой опыт успешного проведения праздников-утренников.
Мы учитываем и детскую непосредственность малышей, их постоянную готовность к "чуду" и социально - педагогическую особенность дошкольников – потребность в нерегламентированном общении. С учетом возрастных особенностей детей составлен праздничный календарь, в соответствии с которым те или иные мероприятия проводятся открыто, с приглашением родителей, детей разных групп, или отдельно для каждой группы.

Одним из важных составляющих успешного праздника, утренника является его сценарий.

Сценарий детского праздника – это подробная литературно-текстовая и организационная разработка содержания и хода театрализованного действия. В нем последовательно, взаимосвязано излагается все, что будет происходить.
В сценарии раскрывается тема, показываются авторские переходы от одной части действия к другой, вносятся используемые художественные произведения или отрывки из них. Приемы активизации участников праздника, описание художественного оформления и специального оборудования также включаются в сценарий. Таким образом, сценарий мероприятия представляет собой последовательно разработанную педагогическую программу организации праздничной деятельности.

Сценарий составляется музыкальным руководителем, затем рассматривается в педагогическом коллективе с целью ознакомления, обсуждения технических деталей, утверждения на роли .

Являясь основным автором или составителем сценария, я все же приветствую инициативу педагогов по изменению сценария, внесению в него дополнений, прислушиваюсь к советам и стараюсь учитывать пожелания воспитателей, родителей, исполнителей ролей и творческие проявления детей.

Следует учесть, что написанный сценарий и воплощенный сценарий - это два разных сценария, так как можно хорошо воплотить самый слабый, и не раскрыть самый интересный.

Требования к сценарию:

  • строгая логичность построения и развития темы; 
  • законченность каждого эпизода; 
  • органическая связь эпизодов; 
  • нарастание действия в его движении к кульминации.

Особое внимание при разработке сценария праздника я уделяю таким средствам эмоционального воздействия на детей, как художественное  слово, музыкальное наполнение праздника и его художественное оформление (дизайн зала, интересные и удобные для детей атрибуты, яркие костюмы детей и взрослых)

Художественное слово выполняет на празднике одну из основных функций. Звучащее в стихах, инсценировках, пословицах, загадках, поговорках и пр., оно воодушевляет участников. Важно донести до детей красоту, емкость художественного слова, закрепить в их сознании, что оно всегда имело живое хождение в народе, использовалось им в определенных целях.

Музыкальное наполнение праздника. Известно, что  музыка непосредственно воздействует на чувства детей, она побуждает их к сопереживанию. Красивая  музыка вызывает наслаждение, желание слушать ее, исполнять, участвовать в песне, танце, выступлении оркестра и т.д. При подборе музыкального материала я использую музыкальные произведения, изучаемые детьми на музыкальных занятиях, рекомендованные «Программой воспитания и обучения в детском саду» под. ред. М.Васильевой (муз. раздел М.Зацепиной), а также мировые музыкальные шедевры, современные песни и танцы для детей, не противоречащие возрастным особенностям дошкольников. Это помогает создать общий подъем чувств, праздничную атмосферу, в условиях которой происходит чередование различных видов деятельности.

Песня и танец на детском празднике – это средства общения и единения всех собравшихся. Как правило, на празднике (в зависимости от возрастной группы) звучит 2-3 общих песни и исполняется 1-2 общих танца или хоровода. Обычно со средней группы я начинаю добавлять несколько сольных песенок и танцев. В старшей группе индивидуальные и ансамблевые номера детей занимают все большее место в ходе праздника, причем  всем детям дается возможность побыть  и артистом, и зрителем.

Танец, народная пляска, пантомима и музыкально-игровая драматизация побуждают их изобразить картину жизни в предлагаемых обстоятельствах.

Игра на детском празднике выступает, с одной стороны, как прием активизации ребенка, с другой – как важная форма освоения народного творчества. Коллективные игры характеризуются событийностью, сюжетностью, действием, образностью, делают праздник живым, создают благоприятный климат для общения. Игры на празднике помогают задействовать детей, по каким-либо причинам не участвующих в сольных номерах, проявить себя, почувствовать внимание к себе. Важно увлечь детей и сделать так, чтобы окончание игры не было затянутым, характеризовалось яркостью, эмоциональной насыщенностью, результативностью.

Огромная роль принадлежит ведущему. Именно он должен уметь импровизировать, искать элементы неожиданности и эффективности праздничного общения в любой игре. Эмоциональная речь и выразительная мимика, отличное знание сценария, репертуара, умение владеть вниманием аудитории, поддержать и подбодрить ребенка в случае «заминки» - эти качества, умения и талант ведущего становятся одним из важнейших предпосылок удачного проведения утренника.

Совместные праздники являются очень эффективной формой работы с родителями. Конечно, не всех родителей можно привлечь к активному участию в их подготовке и проведении, но это и не обязательно. Всегда найдутся среди родителей несколько энтузиастов, которые с удовольствием откликнуться на предложение поучаствовать в детском празднике. Музыкальный руководитель может обсудить с ними план проведения праздника или развлечения, пригласить их на репетиции, поручить исполнить определенные роли или подготовить для детей несложный кукольный спектакль.

Родителям, которые стесняются выступать на публике, но тоже хотят принять посильное участие в мероприятиях, можно предложить выполнять задания другого плана, например, сшить костюмы, сделать декорации к кукольному спектаклю или сказке, сделать для детского оркестра несложные музыкальные инструменты, подготовить необходимое оборудование на участке детского сада для проведения спортивного праздника и т.д.

Когда родители принимают участие в подготовке к празднику или в ходе самого праздника, дети чрезвычайно гордятся ими. Авторитет родителей в глазах детей, несомненно, поднимается.

Анализ. Через день после праздника заведующий организует совещание, на котором проводится анализ проведенной работы. Обсуждаются следующие вопросы.
Как предпраздничные занятия и другие виды воспитательно-образовательной работы помогали решению программных задач обучения и воспитания нравственных качеств. Как была организована жизнь детей в день праздника. Было ли создано в детском саду праздничное настроение. Как сотрудники встречали детей. Как были одеты и как вели себя дети. Какие преобладали игры, забавы детей, разговоры их между собой. Как встречали гостей.
Как проходил праздник. Удачно ли он был построен. Как ведущая справилась со своей ответственной ролью: как вела праздник (живо, интересно); видела ли детей, их настроение, установила ли контакт с ними; какой была речь ведущей; в чем выразилась находчивость ведущей, понимание ею ситуации (при пропуске или замене номера и др.). Как и в чем педагоги групп помогали ведущей.
Как музыкальный руководитель справился со своими задачами — составлением сценария, подбором праздничной музыки и ее исполнением. Как дети исполняли стихотворения, песни, игры, танцы, хороводы, драматизации. Каков уровень музыкальных, певческих и ритмических способностей детей. Естественно ли звучали детские голоса, непринужденными ли были движения детей. В чем проявилось творческое развитие детей.
Каким было самочувствие и настроение детей (выступающих, слушателей). Что детям особенно понравилось. Как реагировали они на выступления взрослых. Длительность праздника. Не наблюдались ли признаки переутомления детей.
Заведующая дает задание педагогам — во время игр, забав, бесед, занятий рисованием собрать материал о послепраздничных впечатлениях детей, провести опрос или анкетирование родителей.

Для успешного проведения праздника при его подготовке следует помнить, что:

  • самая главная задача праздника - доставить детям радость, вызвать у них эмоционально положительный отклик в душе, дать пищу для ума и воображения;
  • дети не должны показывать на празднике отчет о своей работе и работе музыкального руководителя, а обретать радость, усваивать смысл праздника, ощущать себя сопричастным к празднуемому событию;
  • придумывать содержание и тему праздника заранее, составить сценарий за 1 месяц;
  • помнить, что праздник –это дело коллективное, требующее тесного сотрудничества всех его участников;
  • избегать длительных репетиций, «зазубривания» и «муштры» с детьми, стараться как можно тщательнее готовить именно взрослых участников праздника;
  • обязательно подвести итоги прошедшего праздника, проанализировать его, отметить более и менее удачные его моменты, выявить их причины.

Анализ проведенного праздника

  • Вид, форма проведения, тематика.
  • Место данной формы в педагогическом процессе ДОУ.
  • Реализация основных задач музыкального воспитания в празднике.
  • Художественно-педагогический замысел ( цель).
  • Драматургия художественно-педагогического действия сообразно форме
    • Логика «сквозного действия»
    • Количество действующих лиц.
    • Соответствие внешнего образа действующих лиц их роли (    костюмы, грим, атрибутика).
    • Уровень взаимодействия героев друг с другом, с детьми в контексте «сквозного действия».
  • Принципы объединения различных видов искусства (музыка живопись литература и др) и видов художественно-творческой деятельности.
  • Методы активизации эмоционально-чувственной сферы детей:
    • Эстетическая и педагогическая целесообразность художественного оформления зала.
    • Занимательность, новизна содержания.
    • Качество музыкально-литературного материала, его художественная ценность, доступность, объем.
  • Участие взрослых в празднике (эмоциональность выступлений, художественность исполнения, умение увлечь детей).
  • Разнообразие форм вовлечения детей в художественно-творческую деятельность с учетом индивидуальных особенностей, активности, предпочтений, склонностей.
  • Качество исполнительской деятельности детей, творческая активность.
  • Содержание сюрпризных моментов, их связь с общей тематикой.
  • Непредвиденные ситуации, способы выхода из них (изобретательность импровизация педагогов).
  • Реализация художественно-педагогического замысла (воспитательная роль праздника, его влияние на развитие детей).
  • Длительность, динамичность, насыщенность.
  • Общая оценка, предложения, пожелания

Консультация для воспитателя

Роль воспитателя в подготовке и проведении утренника

В музыкальном развитии детей большая роль отводится воспитателю. На занятиях он активно помогает музыкальному руководителю: поёт, показывает движения, участвует в играх, плясках, если это необходимо. Организует самостоятельное  музицирование ребят, включает музыку в повседневную жизнь детского коллектива (гимнастику, прогулку, экскурсию и т.д.)
Воспитатель проводит значительную работу, так как имеет непосредственный ежедневный контакт с детьми и может выяснить музыкальные интересы и склонности каждого ребёнка, создать необходимые условия для развития творческой деятельности ребят в группе, согласуя свои действия с педагогом-музыкантом.
Разнообразна деятельность воспитателя на праздничных утренниках. Самой ответственной является роль ведущего. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов во многом определяет общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий не только должен хорошо знать сценарий, музыкальный и литературный материал, чтобы в случае необходимости оказать детям своевременную помощь, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения. Из числа воспитателей выбирается ведущий праздника, его помощники, распределяются поручения между сотрудниками детского сада и устанавливаются сроки выполнения этих поручений (оформление зала, подготовка костюмов для детей на праздник, подарков, оформление постановок, сценок, сюрпризных моментов и т.п.).
Накануне праздника ведущий в присутствии музыкального руководителя проверяет готовность участвующих с ним воспитателей, уточняет всё, что связано с их совместной деятельностью. Ведущий отвечает за художественное и педагогическое содержание утренника. Воспитатели, не выступающие в каких-либо ролях, находятся с детьми своей группы. Они поют вместе с детьми, подготавливают детали костюмов, атрибуты, помогают при проведении игр, танцев, если это необходимо.
Помощники воспитателя должны активно участвовать в праздничном оформлении помещения, помочь одеть детей перед праздником.
Слаженная работа коллектива детского сада обеспечивает проведение праздника на высоком художественном и организационном уровне. Только при таких условиях праздник - яркое, запоминающееся событие в жизни сада, имеющее большое воспитательное значение.

Список использованных ресурсов.

  1. Горькова Л.Г., Губанова Н.Ф. Праздники и развлечения в детском саду. Учебно-методическое пособие. Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем. - М.: ВАКО, 2007.
  2. Детский сад: книга для заведующих \ Под ред. Л.П. Тарасовой. – М., 1982.
  3. М. Зацепина. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. М., Мозаика-Синтез, 2006
  4. Методика музыкального воспитания в детском саду. Учебное пособие, под ред. Н. А. Ветлугиной, М. 198
  5. Праздники в детском саду. Для младшего дошкольного возраста. Мамина школа.-  Мн.: Харвест, 2002.
  6. Иевлева С.Запланированное веселье. Утренники для детей и их родителей.  Статья из журнала «Young Family»  -   http://www.7ya.ru/articles/6912.aspx
  7. Ельцова О.М., Горбачевская Н.Н., Терехова А.Н. Культурно - досуговые  праздничные традиции в ДОУ. - http://www.menobr.ru/material/default.aspx?control=15&id=6602&catalogid=27

Фотогалерея

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас 80 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.