КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
СТАРШАЯ ГРУППА
ВОСПИТАТЕЛИ:
КОНСТАНТИНОВА Е. С.
ВИНИЧЕНКО О. С.
Цель: формирование представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: количество, число, форма, цвет, ориентировка в пространстве.
Задачи:
Образовательные: продолжать формировать представления о равенстве групп предметов, учить составлять группы предметов по заданному числу, видеть общее количество предметов и называть его одним числом, познакомить с цифрой семь, учить ориентироваться на листе бумаги.
Развивающие: продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой высоты, равные образцу.
Воспитательные: воспитывать познавательный интерес.
Активизация словаря по теме «Мебель»
Материал: магнитная доска, стульчики, геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники), круги красного, жёлтого, зелёного, синего цветов, карточки с цифрами от 1 до 7, полочки, трёхполосные карточки, листы бумаги, наборы цветных карандашей.
Ход занятия
I часть. Игровое упражнение «Отсчитай столько же».
Мишутка пригласил к себе гостей. (Показ Мишки.) Он просит ребят о помощи: посчитать, сколько стульев для гостей нужно подготовить. Упражнение выполняется на трёхступенчатой лесенке.
- Мишутка пригласил 7 лисичек. Сколько стульев нужно поставить для лисичек? (Семь.)
Детям предлагается поставить на верхнюю ступеньку лесенки стулья для лисичек.
- Сколько стульев вы отсчитали? Каким числом можно обозначить семь стульев? Какой цифрой можно обозначить число семь?»
Показ карточки с цифрой 7. Дети находят её у себя и обводят рукой.
- А ещё Мишутка пригласил столько медвежат, сколько лисичек. На второй ступеньке поставьте стульчики для медвежат. Почему вы отсчитали столько стульев?
Не забыл Мишутка пригласить и зайчиков. А зайчиков он пригласил столько, сколько медвежат. На третьей ступеньке поставьте стульчики для зайчиков. Почему вы отсчитали столько стульчиков?
После выполнения упражнения воспитатель спрашивает: «Что можно сказать о количестве стульчиков для лисичек, медвежат и зайчиков?» (По семь, поровну.)
Обобщить: «Семь стульчиков для лисичек, семь для медвежат, семь для зайчиков, всех по семь. Покажите цифру семь.»
II часть. Работа с раздаточным материалом.
Дети выполняют аналогичное задание на трёхполосных карточках. На верхнюю полоску они кладут 9 треугольников, на вторую-9 кругов, на третью-9 квадратов.
Физкультминутка «Мебель»
Утром в магазин пойдём, (ходьба на месте)
Мебель там приобретём:
Высокий шкаф (встают на носочки, тянутся руками вверх)
И табурет, (приседают)
Кровать – на ней нам будет мягко спать. (Кладут сложенные ладони под левую щёку.)
Купим стул (к прямой правой ладони присоединяют согнутую левую, чтобы получился «стул»)
И стол большой (разводят руки в стороны)
И отвезем домой (крутят руль).
III часть. Игровое упражнение «Расположи правильно».
Детям предлагается рассмотреть магнитную доску:
- На какую геометрическую фигуру похожа доска? Что есть у доски прямоугольной формы?» (Жестом показать стороны и углы.)
Вызванному ребёнку предлагается показать стороны магнитной доски и назвать их (Верхняя сторона, нижняя сторона и т.д.)
Воспитатель показывает, называет углы и даёт задание:
- Положите красный круг в правый верхний угол, зелёный – в правый нижний угол, жёлтый – в левый верхний, синий – в левый нижний.
После выполнения задания:
- В каком углу вы расположили красный круг? В каком углу зелёный круг? И т. д.
IV часть. Игровое упражнение «Рисуем узор».
Воспитатель просит детей вдоль верхней стороны листа нарисовать линию красным карандашом, вдоль нижней стороны – синим карандашом, справа провести жёлтую линию, слева – зелёную.
Затем выяснить:
- Вдоль какой стороны нарисована красная линия? На какой стороне синяя линия? И т. д.
Детям предлагается нарисовать узор, используя любые геометрические фигуры, на середине листа.
V часть. Игровое упражнение «Найдём полочку такой же высоты».
У детей полочки-образцы. На столе разложены «полочки» разной высоты. Детям предлагается запомнить высоту своих полочек и найти полочку такой высоты среди лежащих на столе. Правильность выполнения задания проверяется путём непосредственного сравнения.