Педагог-психолог: Спасибко Н.Н.

2016

Работа педагога-психолога с детьми 2-3 лет

в период адаптации к детскому саду

При поступлении в детский сад все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка ограничены, поэтому резкий переход в новую социальную среду, пребывание в стрессовом состоянии длительное время может привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Поэтому необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в детском саду.

Педагог-психолог, сопровождая детей в период их адаптации к ДОУ, придерживается следующих целей:

- исследование процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения;

-  помощь детям, родителям и воспитателям в период адаптации.

Основные задачи:

  • определение психолого-педагогических условий, при которых успешно проходит процесс адаптации к ДОУ;
  • проведение диагностического исследования адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада;
  • анализ результатов;
  • разработка методических рекомендаций для воспитателей и родителей;
  • преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
  • обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;
  • формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.

Параллельно с основными задачами поставлены задачи комплексного развития детей:

  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
  • развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
  • развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
  • развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
  • развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Работа проводится поэтапно:

1. Первичная диагностика (в период поступления ребенка в дошкольное образовательное учреждение).

2. Профилактическая и коррекционная работа психолога с детьми, родителями, воспитателями.

3. Контрольная диагностика (повторная) - через три месяца посещения ребенком дошкольного образовательного учреждения.

В начале адаптационного периода совместно с воспитателями осуществляется  наблюдение за детьми, проходящими адаптацию. Данные по наблюдению фиксируются в листах психологической адаптации, которые заполняются на каждого ребенка в начале адаптационного периода и в конце.

В листе адаптации представлены:

  • сведения социального характера (фамилия, имя, дата рождения, дата поступления в детский сад, возраст на момент поступления),
  • информация об индивидуальных особенностях ребенка (группа здоровья, особенности темперамента, привычки),
  • оценка параметров адаптации (эмоциональное состояние, социальные контакты с детьми, взрослыми, познавательная и игровая деятельность, реакция на изменение привычной ситуации),
  • оценка адаптационного периода.

Выполнив анализ полученных результатов, можно сделать вывод о распределении степеней адаптации. Представим полученные результаты.


Далее в рамках сопровождения адаптации проводится психопрофилактическая работа и коррекционно-развивающие занятия.

С детьми адаптационных групп в течение месяца проводятся групповые коррекционные развивающие занятия «Кроха», направленные на сплочение детского коллектива, раскрепощение, снятия тревожности, коррекции детских страхов, т.е. с целью благоприятного протекания адаптации.

Все занятия имеют следующую структуру:

1) ритуал начала занятия, который сопровождается приходом гостя: кукла Клёпа, котенок, Лунатик, кукла Маша, Божья коровка, Солнышко).

2) далее проходит игровое задание на развитие познавательных  процессов: внимания, памяти, речи, воображения, а также мелкой моторики, творчества. Рисование способствует не только развитию творчества. С помощью рисунка можно понять эмоциональное состояние ребенка, что его тревожит, беспокоит или наоборот, радует.

3) в целях профилактики утомления между заданиями провожу физкультурные минутки, подвижные игры.

4) затем следует релаксационные упражнения, позволяющее детям расслабиться, снять мышечное и психоэмоциональное напряжение.

- Очень полезны дыхательные гимнастики. Они способствуют не только снятию мышечного напряжения, но и развитию речи. Ведь правильное произношение слов возможно при правильном дыхании. Очень важно следить за тем, как дети выдыхают, дуют на фигурки. Губы должны быть вытянуты трубочкой, при этом щеки не надувать.

- Большую помощь оказывает самомассаж и массаж. Например,  мы используем такие упражнения, как «Солнечный зайчик», «Погода на лице, ручках, ножках, на спине», «Дождь в джунглях». Такие упражнения помогают не только расслабиться, но и благодаря телесному контакту происходит сближение, сплочение детей между собой, между ребенком и взрослым (педагогом).

- Очень любимы детьми «Массажные мячики». С помощью этого маленького шарика можно: развивать внимание, речь, мелкую моторику, восприятие цвета, формы,  учить и закреплять признаки и свойства предмета (мягкий-твердый, гладкий-шершавый, из чего сделан), и, конечно же, можно и нужно делать массаж и самомассаж на руках, ногах, животе, спине.

- Очень эффективны в работе с детьми упражнения на релаксацию. Звучание приятной музыки, звуков природы, пения птиц в сопровождении с движениями или полным расслаблением тела, представлениями красивых образов способствует снятию мышечного, эмоционального напряжения, способствуют улучшению самочувствия и поднятию настроения.

В этом году впервые наши занятия с детьми проходили не только в пределах группы, но и в кабинете психолога, а заключительное занятие прошло в сенсорной комнате.

Дети получили массу впечатлений. На лицах прослеживались чувства удивления, радости.

Мы учились ходить по сенсорным дорожкам, наблюдали за радугой, много эмоций вызвал океан, поиграли в сухом бассейне, понаблюдали за звездным небом.

-  В конце коррекционного занятия очень важен ритуал окончания. Это очень важный момент групповой работы, способствующий сплочению участников, созданию атмосферы группового доверия и принятия. Это может быть специально подобранное упражнение, жест. Например, «Встретимся опять», «Комплименты», «Круг друзей», «Салют».

Профилактическая работа с родителями и педагогами

Работать в период адаптации необходимо совместно с родителями и педагогами. С целью просвещения, предупреждения негативных последствий, оказания помощи в приемных адаптационных групп, созданы уголки психолога, где размещаю консультационную информацию для родителей и педагогов об особенностях протекания адаптационного периода детей, трудностях адаптации детей к новым условиям.

С целью получения объективной информации о протекании адаптации каждого ребенка проводится анкетирование родителей, в котором они отмечают, оценивают эмоциональное  напряжение, состояние тревожности у ребенка и степень общения со сверстниками, воспитателями. Эта информация очень полезна для воспитателей, которые с ними работают и педагогу-психологу.

Очень действенным в работе с родителями являются совместные встречи, собрания, занятия, тренинги. После 2-3 месяцев посещения детьми детского сада на собрании  родителям представляется мини-лекция «Адаптация детей к детскому саду или чем родители могут помочь своему ребенку в период адаптации?»

Здесь мы обсуждаем «Что такое адаптация?», «Как она протекает у детей?», «Какие ошибки чаще всего совершают родители в этот период?», «Чем родители могут помочь своим детям?»

А также провожу практическую часть, где представляю родителям комплекс упражнений, с помощью которых можно снять чрезмерное напряжение, установить контакт с детьми, сблизиться.

По запросам родителей провожу индивидуальные беседы.

Вопросы, с которыми родители обращаются за помощью, разнообразны:

- особенности прохождения адаптации,

- возрастные и индивидуальные особенности детей,

- чем могут помочь родители в период адаптации,

- взаимоотношения в семье,

- как воспитывать ребенка,

- рисунки ребенка,

- поведение детей.

Вопросы, обсуждаемые с воспитателями:

- взаимоотношения с родителями воспитанников,

- индивидуальные особенности ребенка,

- возрастные особенности детей,

- смена настроения ребенка,

- поведение ребенка в период адаптации,

- детские страхи,

- самооценка ребенка.

Завершающим коррекционным мероприятием для детей и родителей II младшей группы №8 в апреле прошлого учебного года стал социально-психологический тренинг детско-родительских отношений «Неразлучные друзья – дети и родители!». Совместное мероприятие помогает сблизить участников между собой, продемонстрировать друг другу свои чувства, переживания. Ласковые прикосновения мамы или папы помогают ребенку обрести чувство уверенности и доверия, а также избавляет  его от страха. Ведь если рядом родители, то ничего не страшно.

И всегда очень приятно услышать нежные папины и мамины слова, похвалу в свой адрес, а затем всем-всем рассказать о том, какая замечательная у него мама и какой добрый его папа. Ведь «Неразлучные друзья –  это дети и родители!»

А теперь давайте немного отдохнем и позволим своему телу расслабиться. Помогут нам в этом массажные мячики. Зажмем мячик между ладошек и покатаем его вперед-назад. А теперь расположим руки горизонтально и покатаем мячик по кругу. Перевернем ладошки и покатаем в другую сторону.

А теперь попробуем прокатить наш мячик от плеча до кончиков пальцев и обратно. И другой руке подарим массаж. Наш животик тоже хочет отдохнуть. Покатили мячик по животику. А теперь по ножкам.

А сейчас повернитесь друг за другом и покатайте мячик по спине своему соседу. Повернемся в другую сторону и подарим массаж своему второму соседу.

Понравился массаж? Очень здорово.

Благодарю всех за внима

Фотогалерея

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас 42 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.