Актуальность

В последние годы в системе воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребёнка, но при этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание.  При решении этих проблем одним из наиболее популярных методов психологической помощи детям является песочная терапия. Эта необычная методика была изобретена К. Юнгом, а затем распространена психологом М. Левенфельдом. Благодаря этому относительно новому методу, у ребенка развивается способность к самовыражению и творческому восприятию мира. В сочетании с пальчиковой гимнастикой, драматизацией и мимическими этюдами, занятие позволяет гармонизировать эмоциональное состояние ребенка, развивать все познавательные процессы и сенсомоторные навыки.

Реализация данного проекта направлена на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, мелкой моторики рук, что способствует развитию связной речи, словаря, восприятия, мышления, фантазии, сенсорных способностей, на получение новых знаний при помощи инновационных технологий, а именно игр с кинетическим песком. Проект раскрывает формы работы с детьми, их родителями и особенности ее организации, а также психолого-педагогические условия обучения и воспитания дошкольников, соблюдение которых способствует успешной реализации педагогического проекта в рамках ДОУ. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Паспорт проекта

Полное наименование проекта

«Волшебство Песочной страны»

Автор проекта

Педагог-психолог Спасибко Наталия Николаевна

Вид проекта

Экспериментально – исследовательский, обучающий

Продолжительность проекта

Долгосрочный

Объект исследования

Песок и его возможности для обучения и развития детей в ДОУ

Участники проекта

 

Дети 3-5 лет, родители (законные представители), педагоги.

Цель

Развитие познавательных, творческих способностей и коммуникативных навыков ребёнка, его эмоционально-волевой сферы.

Задачи

Образовательные:

•формировать навыки экспериментирования с песком;

•обогащать тактильный опыт у воспитанников;

• обогащать и активизировать словарь детей.

Развивающие:

•развивать у детей познавательный интерес, мелкую моторику рук, воображение, фантазию;

•развивать чувство доверия к другим детям;

•способствовать снятию напряжения, расслаблению.

Воспитательные:

•воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе;

•формировать навык сотрудничества детей и педагога;

•повысить интерес детей к развивающим занятиям с помощью песочной терапии.

Формы реализации проекта

С детьми:

  • цикл комплексных занятий, направленных на развитие эмоциональной и познавательной сферы детей;
  • обследование детей, результаты которого   могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку, в консультировании родителей и педагогов.
  • подгрупповая и индивидуальная совместная деятельность взрослых с детьми.

С родителями и педагогами:

  • просветительская работа с родителями и педагогами в форме консультаций-презентаций, оформление информационного уголка для родителей и педагогов;
  • мастер-класс с использованием песка;
  • фотовыставка;
  • родительские собрания с показом практической работы с детьми.

Материально-техническая база:

Оборудование для песочной терапии (деревянный ящик, наполненный песком, индивидуальные ящики для подгрупповой работы, мелкие игрушки, камешки, веточки, шишки и т. д.). Методическая разработка серии конспектов занятий.

Предварительная работа

С детьми:

  • проведение игр с песком (педагогическое обследование имеющихся у детей знаний и навыков для игр с песком);

С родителями:

  • информирование родителей о задачах и содержании проекта на родительском собрании;
  • вовлечение родителей в совместную работу над проектом;
  • консультация «Знакомство с кинетическим песком».

С педагогами:

  • проведение консультации;
  • презентация проектной деятельности (информирование педагогов с  целью, задачами и этапами реализации проекта).

Этапы реализации проекта

  • подготовительный;
  • основной;
  • заключительный.

Ожидаемый результат

Для детей:

  • знакомство детей с основными свойствами песка, правилами работы с песком, способами работы;
  • развитие мелкой и крупной моторики рук;
  • развитие эмоционально-волевой сферы;
  • развитие у детей творческих способностей: креативности или оригинальности мышления, воображения, фантазии;
  • совершенствование речевых и коммуникативных навыков, расширение словарного запаса детей.

Для родителей:

  • развитие у родителей интереса к образовательному процессу в ДОУ;
  • обогащение родительского опыта в воспитании детей;
  • установление партнерских отношений родителей и педагогов;
  • создание в семье благоприятных условий для развития творческих, познавательных, коммуникативных навыков у ребенка.

Для педагогов:

  • знакомство педагогов с основами песочной терапии, способами работы, рекомендациями по организации занятий;
  • повышение профессиональной компетенции педагогов в использовании инновационных технологий в работе с детьми;
  • повышение уровня профессиональных знаний и навыков, создание условий их переноса в практическую деятельность;
  • развитие творческого потенциала                  и креативности педагогов в использовании инновационных технологий в обучении и воспитании детей.

Этапы проекта

I этап

Подготовительный

  • Изучение   и       анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.
  • Составление плана работы.
  • Подбор необходимого оборудования и пособий для практического оснащения проекта.

Ожидаемые результаты

по I этапу

  • Определение целей и задач проектной деятельности.
  • Составление плана работы по проектной деятельности.
  • Оформление информационного уголка для родителей:          размещение рекомендаций, консультаций, буклетов по теме проекта.

II этап

Основной

  • Разработка и внедрение конспектов занятий с использованием песка.
  • Подготовка и проведение консультаций, мероприятий по использованию песка для родителей и педагогов.

Ожидаемые результаты

по II этапу

  • Картотеки игр и методические рекомендации по использованию песка для воспитателей и родителей.
  • Проведение игр с использованием песка с родителями и детьми.

III этап

Заключительный

  • Подведение итога и анализ результата проекта.
  • Обработка и обобщение полученных данных, оформление материалов, подготовка презентации для представления результатов проекта для педагогов ДОУ и родителей.

Ожидаемые результаты

по III этапу

  • Педагогическое обследование детей и анкетирование родителей.
  • Обработка результатов педагогического обследования и анкетирования, с целью соотношение целей и результатов проекта.
  • Фотовыставка по проекту «Картины из песка».
  • Изготовление буклетов.
  • Создание фотоальбома работ из песка.
  • Презентация проекта для педагогов ДОУ и родителей.

Мероприятия в рамках проекта

Мероприятие

Цель

Сроки проведения

С детьми:

Педагогическое обследование детей (оценка индивидуального развития детей с помощью игр с песком).

Определение актуальности проекта и обследования первоначальных знаний, навыков и умении детей в работе с кинетическим песком.

Январь

Развитие речи, знакомство с художественной литературой (чтение сказок, стихов о песке), обсуждение прочитанного

Развитие речи

В течении проекта

Цикл занятий «Песочная страна»

Коррекция и развитие познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы

Еженедельно

Открытое занятие «Путешествие в Песочную страну»

Демонстрация полученных знаний

Февраль

Эксперименты с песком

Развитие познавательной деятельности

В течении проекта

Изготовление картин для выставки

Закрепление навыков работы с песком

Май

С родителями, педагогами:

Подборка методической литературы для работы с песком.

Вовлечение родителей, педагогов в совместную работу над проектом.

В течении проекта

Оформление папки-передвижки для родителей, педагогов: размещение рекомендаций, буклетов и консультаций по данной теме.

Информирование родителей, педагогов о песке и способах работы с ним.

В течении проекта

Беседа о пользе песочной терапии, знакомство с техникой работы с песком

Информирование родителей, педагогов

Март

Организация игр с песком для родителей и детей

 

 

Развивать интерес к совместной деятельности детей и родителей; обучение навыкам общения и способам взаимодействия

Апрель

Разработка методических рекомендаций, упражнений, картотеки игр с песком

Обогащение родительского и педагогического опыта в воспитании детей

Март-апрель

Фотовыставка «Картины из песка»

 

 

Демонстрация результатов работы

Май

Презентация альбома «Песочная страна»

Демонстрация результатов работы

Май

Учебно-методическое обеспечение

  1. Баринова Н.М. «Песок-вода-ладошки», журнал «Ребенок в детском саду» № 2, 2010.
  2. Гаврик А.В., Ратникова Е.В. "Игры на песке" —  СПб.: Речь, 2013.
  3. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Под редакцией А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. 2015
  4. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
  5. Конаныхина Е.Ю. Волшебство в песочнице. Песочная терапия в работе с детьми . – М.: Генезис, 2016 – 128стр.
  6. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. 2012
  7. Кузуб Н.В., Осипук Э.И. "В гостях у песочной феи. Организация «педагогической песочницы» и игр с песком для детей дошкольного возраста" // Вестник практической психологии образования, 2006. - №1. – C. 66-74.


 

 

Фотогалерея

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас 159 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.