×

Ошибка

[SIGPLUS_EXCEPTION_SOURCE] Предполагается, что в качестве источника изображения будет полный URL-адрес или путь к базовой папке изображения, указанным в админке, но stories//psihilog/17.03.16/1/ не является ни URL-адресом, ни относительным путем к существующему файлу или папке.

{gallery layout=fixed layout=fixed rows=1 cols=1 width=650 height=487 crop=1 alignment=center slideshow=3000 slider=boxplus.slider buttons=0}stories//psihilog/17.03.16/1/{/gallery}

Совещание педагогов-психологов


Педагог-психолог

МБДОУ №15

Спасибко Н.Н.

Зима, 2016

Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста

 

Что такое тревожность?

В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают».

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога - это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием.

Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства. К. Изард объясняет различие терминов «страх» и «тревога» таким образом: тревога - это комбинация некоторых эмоций, а страх - лишь одна из них.

Страх может развиваться у человека в любом возрасте: у детей от одного года до трех лет нередки ночные страхи, на 2-м году жизни, по мнению А. И. Захарова, наиболее часто проявляется страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли (и связанный с этим страх медицинских работников). В 3-5 лет для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. В 5-7 лет ведущим становится страх смерти.

Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка.

Причины возникновения тревожности:

Одна из основных причин  возникновения тревожности кроется в нарушении детско-родительских отношений.

А также тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и детским садом.

2. Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными).

3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.

В дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет - девочки. При этом девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание. Совершив какой-либо «неблаговидный» поступок, девочки переживают, что мама или педагог плохо о них подумают, а подружки откажутся играть с ними. В этой же ситуации мальчики, скорее всего, будут бояться, что их накажут взрослые или побьют
сверстники.

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.

Интересен тот факт, что после развода родителей, когда, казалось бы, в семье закончились скандалы, уровень тревожности ребенка не снижается, а, как правило, резко возрастает.

Существует такая закономерность: тревожность детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением.

Также авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка.

 

Портрет тревожного ребенка

В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей. Это тревожный ребенок.

Его отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда он боится не самого события, а его предчувствия. Часто он ожидает самого худшего. Такие дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Как помочь тревожному ребенку?

Проводить работу с тревожными детьми необходимо в трех направлениях:

1. Повышение самооценки.

2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

3. Снятие мышечного напряжения.

Рассмотрим подробнее каждое из названных направлений.

Повышение самооценки.

Конечно же, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращаться к ребенку по имени, хвалить его даже за незначительные успехи, отмечать их в присутствии других детей. Однако похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.

Желательно, чтобы тревожные дети почаще участвовали в таких играх в кругу, как «Комплименты», «Я дарю тебе...», которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя «глазами других детей».

 

Обучение детей умению управлять своим поведением.

Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться.

В этом случае необходимо привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. С детьми мы проговариваем, сидя в кругу, об их чувствах и переживаниях в волнующих их ситуациях. Желательно, чтобы каждый ребенок сказал вслух о том, чего он боится. Также очень любимый детьми прием - нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунок, рассказать о нем. Подобные беседы помогают тревожным детям осознать, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них.

Совместное со взрослым сочинение сказок и историй учит ребенка выражать словами свою тревогу и страх. И даже если он приписывает их не себе, а вымышленному герою, это помогает снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокаивает ребенка.

В коррекционной работе использую программу «Тропинка к своему я» О.В. Хухлаевой, направленную на изучение эмоций, на умение их распознавать. Такие занятия, как «Страшный-веселый»,  «Радуется – боится», «Узнаю чувство по голосу», «Узнаю чувство по лицу», «Я – хозяин своих чувств», «Страх», «Какие чувства мешают дружить», «Трудности дороги к Знанию».

В повседневной работе как для коррекции, так и для профилактики повышенной тревожности нужно обучать ребенка управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

Снятие мышечного напряжения.

Для снятия мышечного напряжения в работе с тревожными детьми использую игры на телесный контакт. Очень полезны дыхательные гимнастики, самомассаж и массаж, игры на расслабление,  упражнения на релаксацию.

Еще один способ снятия излишней тревожности - раскрашивание лица красками. Можно также устроить импровизированный маскарад, шоу. Для этого надо приготовить маски, костюмы или просто старую взрослую одежду. Участие в представлении помогает тревожным детям расслабиться.

Работа с родителями и педагогами.

Работать по снижению и профилактике тревожности у детей необходимо совместно с родителями и педагогами. Совершенно очевидно, что ни один родитель и педагог не стремится к тому, чтобы ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей.

Нередко родители предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Малыш не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа. Он признает себя не таким, как все: хуже, никчемнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения.

Как же родителям и педагогам вести себя с тревожным ребенком?

- Прежде всего, взрослые должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи, воспитанникам.

- Необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка, даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты.

- Полезно снизить количество замечаний.

- Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями: («Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! Убью тебя!»). Они и без того боятся всего на свете. Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь экстремальной ситуации, будут больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами.

- Ласковые прикосновения помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства.

- Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его. Малыш, не зная, например, как сегодня отреагирует мама на разбитую тарелку, боится еще больше, а это приводит его к стрессу.

- Родители тревожных детей часто сами испытывают мышечное напряжение, поэтому упражнения на релаксацию могут быть полезны и для них. В таких ситуациях можно сказать родителям: «Ваш ребенок часто бывает скованным, ему было бы полезно выполнять упражнения на расслабление мышц. Желательно, чтобы вы выполняли упражнение вместе с ним, тогда он будет делать их правильно».

- Родители, которые следуют таким рекомендациям, через некоторое время отмечают приятные ощущения в теле, улучшение общего состояния. Они, как правило, готовы к дальнейшему сотрудничеству.

- С целью профилактики тревожности использую наглядную информацию. В детском саду на стенде, в папках-передвижках размещаю памятки, рекомендации, советы.

- На родительских собраниях, консультациях, педагогических часах, конференциях обучаю родителей, педагогов приемам саморегуляции, снятия мышечного напряжения. И просто мы учимся расслабляться и отдыхать.

Как играть с тревожными детьми?

Работая с тревожными детьми, следует помнить, что состояние тревоги, как правило, сопровождается сильным зажимом различных групп мышц. Поэтому релаксационные и дыхательные упражнения для данной категории детей просто необходимы.

Предлагаю вашему вниманию несколько игр и упражнений.

Дыхательная гимнастика

По сигналу «Птички полетели!» дети начинают дуть на фигурки птиц. Важно следить за тем, чтобы дети не надували щеки, когда дуют на птичек, они не должны сильно напрягаться.

А теперь отправим наших птичек в полет.

Игра «Чья птичка улетит дальше?»

Дети держат птичку в руках. По сигналу «Птички полетели!» дети начинают дуть на фигурки птиц и отпускать их. Игра повторяется 4-5 раз.

Можно заменить на игру «Снежинки», «Листопад», «Кораблик».

Упражнение «Любопытная Варвара»

Любопытная Варвара,

Смотрит влево, смотрит вправо,

А потом опять вперед,

И немного отдохнет.

А Варвара смотрит вверх,

Выше всех и дальше всех,

Возвращается обратно,

Расслабление приятно.

А Варвара смотрит вниз,

Мышцы шеи напряглись,

Возвращается обратно,

Расслабление приятно!

Упражнение «Замочек»

Руки сцепить в замок, затем расслабить. Повторить несколько раз.

Закрыли замочек, открыли.

«Воздушный шарик»

Руку положите на животик. Будем надувать наш воздушный шарик-животик, а как только я скажу: лопнул шарик – выдыхаем и произносим звук «тс-с-с».

Игра «Загораем»

Наши ножки тоже хотят отдохнуть и позагорать. Сядьте поудобней.

Загораем, загораем

Ножки выше поднимаем (поднять ноги),

Держим, держим, напрягаем,

И тихонько опускаем,

Ножки не напряжены и расслаблены (опустить ноги).

Игра «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь – превращусь»

Дети идут по кругу, держась за руки, и проговаривают хором эти слова. Когда водящий называет какого-либо страшного персонажа (Кощея, паука, медведя), детям нужно быстро «превратиться» в него и замереть.

Игра «Погодный массаж»

Детям необходимо на своем теле (руках, животе, ногах) показать дождик (постукивающие движения), ветер (поглаживания), снег (короткие отрывистые поглаживания). Затем можно предложить выполнить упражнение на спине соседа.

Игра «Зайчик испугался – зайчик рассмеялся»

По команде ведущего «зайчик испугался» дети изображают испуганного зайчика, по команде «зайчик рассмеялся» - веселого зайчика. Игра повторяется 2-3 раза.

«Массажные мячики»

Давайте поиграем с мячиками. Зажмем мячик между ладошек и покатаем его вперед-назад. А теперь расположим руки горизонтально и покатаем мячик по кругу. Перевернем ладошки и покатаем в другую сторону.

А теперь попробуем прокатить наш мячик от плеча до кончиков пальцев и обратно. И другой ручке подарим массаж. Наш животик тоже хочет отдохнуть. Покатили мячик по животику. А теперь по ножкам.

А сейчас встаньте друг за другом и покатайте мячик по спине впереди стоящего. Повернемся в другую сторону и покатаем мячик.

Упражнение «Водопад»

«Сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как вода струится по вашей голове... Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи... Водичка течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Вода стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.

А вода течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно.

Пусть вода течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Вода течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами... (30 секунд).

Теперь поблагодарите этот водопад за то, что он вас так чудесно расслабил... Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза».

Анкета для исследования индивидуальных особенностей ребенка

Если содержащееся в анкете утверждение правильно, с вашей точки зрения, характеризует ребенка, поставьте плюс, если неправильно - минус.

1. Не может долго работать не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о возможных неприятностях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что снятся страшные сны.
9. Руки обычно холодные и влажные.
10. Нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12 Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.

Обработка данных по анкете проводится следующим образом. Суммируйте количество плюсов, чтобы получить общий балл тревожности.

Если по анкете набрано 15-20 баллов, то это говорит о высоком уровне тревожности,
7-14 баллов - о среднем,
1-6 баллов - о низком.

Фотогалерея

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас 167 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.