Основные виды движений – это жизненно необходимые для ребенка движения, которыми он пользуется  в процессе своей жизни. Это прыжки; ползанье; лазанье; метание; бросание, катание и ловля мяча; ходьба, бег и упражнения, направленные на развитие равновесия. Сопровождая ребенка с самого детства, основные виды движений способствуют не только всестороннему развитию личности, но и оздоровлению. При выполнении основных видов движений происходит интенсивная работа большого количества мышечных групп, улучшается функциональное состояние сердечно - сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы. Разнообразие основных видов движений и их вариативность дает возможность развивать такие физические качества как быстрота, ловкость, выносливость,  меткость и д.р. Наряду с физическим происходит нравственное, умственное развитие, а так же улучшается эмоциональное состояние детей. Дети проявляют настойчивость, смелость, упорство, приходят на помощь друг другу, получают удовлетворение при достижении результата.

Не зря основные виды движений названы именно так, они не только составляют основу  НОД по физической культуре, но и входят в состав тестов, диагностик, мониторингов, являясь ориентиром для оценки развития физических качеств, умений и навыков. Ежегодно в мае в нашем учреждении мы проводим городской мониторинг физической подготовленности детей в возрасте 3-7 лет. В процессе проведения мониторинга дети выполняют 3 теста: бег на дистанцию 30 метров, прыжок в длину с места и бросок мяча способом двумя руками из-за головы. Овладение правильным способом выполнения основных видов движений повышает уровень развития физических качеств, обогащает двигательный опыт дошкольников, расширяет диапазон двигательных способностей детей, облегчает в дальнейшем усвоение школьной программы по физической культуре. Приходя в первый класс, дошкольники, уже имеют столь значимую и важную физическую подготовку, которая впоследствии помогает активно включиться в выполнение основных видов движений на уроках по физической культуре в школе.

При планировании образовательной деятельности количество основных видов движений подбирается с учетом возрастных особенностей детей. Как правило, в младших и средних группах на одном занятии детей необходимо обучить двум основным видам движений. Например: прыжок в длину с места и метание мяча в цель. В старшем возрасте количество основных видов движений увеличивается, так же как и скорость овладения, и длительность занятия. 

При планировании групповых занятий необходимо помнить о том, что не все дети могут полноценно работать в группе, некоторые нуждаются в индивидуальных занятиях. Данные занятия необходимы не только детям, которые испытывают трудности при освоении движений, но и детям с ярко-выраженными способностями к двигательной деятельности. К сожалению, организовать дополнительные индивидуальные занятии в ДОУ не представляется возможным из-за плотного расписания групповых занятий. Именно поэтому нахожу способы, использовать индивидуальный подход на занятиях, например: облегчаю или усложняю выполнение основных видов движений с учетом индивидуальных возможностей детей, а также варьирую нагрузку в соответствии с гендерными различиями. Постоянно помню о поэтапном закреплении и совершенствовании основных видов движений.

Планируя проведение образовательной деятельности, большое внимание уделяю подбору средств и методов. Подбираю наиболее доступные, интересные и эффективные упражнения. Использую наглядный, словесный, игровой и соревновательный метод. Но всегда помню, что игровой метод,  является ведущим в дошкольном детстве. Для лучшего овладения правильной техникой выполнения основных видов показываю и объясняю упражнения, разделяя на части. Например: овладение прыжком в длину с места, отталкиваясь двумя ногами, начинаем с уточнения правильного исходного положения, акцентирую внимание на постановке ног и нахождении рук, затем овладеваем правильным отталкиванием, разбираем фазу полета и приземления.

С индивидуальными особенностями ребенка тесно связаны качество и скорость освоения основных видов движений, это так же учитываю при планировании и проведении занятий. Ведь одному ребенку достаточно просто показать, другому необходимо объяснить, третьему показать и объяснить, а некоторым детям и оказать помощь. Особенно важно использовать индивидуальный подход при освоении основных видов движений детьми, имеющими отклонения от нормы в здоровье. Поэтому освоение основных видов движений стараюсь осуществлять с учетом индивидуальных возможностей организма ребенка, чтобы дети не чувствовали себя отстающими или ущемленными.  Всегда помню, что коррекционную работу лучше проводить после согласования и одобрения родителей. При проведении индивидуальной работы с ребенком учитываю пожелания его семьи.  При общении с семьей воспитанников необходимую информацию доношу в мягкой и доброжелательной форме, как правило, наедине. Если на занятиях  мне не хватает времени и возможностей для детального разбора или закрепления движений, то я обращаюсь с просьбой о помощи к выполнению домашнего задания к детям, педагогам или родителям.

Правильному освоению основных видов движений способствуют условия окружающей развивающей среды, профессионализм и  мастерство педагогов, способность найти индивидуальный подход не только к группе занимающихся, но и к каждому ребенку в определенный период времени. Например, в адаптационный период мы часто сталкиваемся с нежеланием ребенка посещать занятия, переодевать спортивную одежду, выполнять упражнения. Необходимо помнить, что в этот момент детям нужна особая поддержка и помощь. В некоторых случаях ребенку необходимо дать возможность не участвовать в занятии, а стать сторонним зрителем, понаблюдать за другими ребятами, или  наоборот обратиться с просьбой, пожеланием к ребенку, для того чтобы он стал полноправным участником образовательного процесса. Ведь особенности характера  оказывают большое влияние на развитие умений и навыков, усвоение полученных знаний. Наряду с требованиями к качеству и выполнению основных видов движений, педагог должен похвалить детей при проявлении ими упорства к достижению результата и подержать, подбодрить тех, кто в полной мере не может раскрепоститься или справиться с выполнением. Только в этом случае робкие и нерешительные дети приобретают уверенность при выполнении движений, а более активные и эмоциональные - направляют свою энергию в правильное русло.  

Педагоги должны помнить, что необходимо постоянно корректировать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей и возможностей детей. Только в  этом случае занятия по физической культуре в детском саду будут проходить легко и не принужденно, оставляя лишь положительные эмоции, как у  детей, так и у педагогов!

Фотогалерея

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас 13 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.