С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Всем хорошо известно, что дошколят называют «почемучками». Но самостоятельно ребенок еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги и родители.
В детских садах педагоги используют различные виды методов. Одним из методов является метод проектов.
Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; -это совокупность приёмов, действий детей в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для детей и оформленной в виде некоего конечного продукта.
1.Проектная деятельность представляет собой особый тип взаимодействия ребенка и взрослого и строится на следующих принципах.
2.Проектная деятельность начинается тогда, когда прямое действие оказывается невозможным. (Например, ребенок видит, что во время рисования кисточки пачкают стол. Если он увидит эту ситуацию как проблемную, то может прийти к выводу, что нужно сделать что-то такое, куда можно положить или поставить кисточки, чтобы они не пачкали всё вокруг)
Проектная деятельность в отличие от продуктивной, предполагает движение ребенка в пространстве возможного.
В ходе продуктивной деятельности взрослый предлагает образец и задает алгоритм действий ребенка. В процессе проектной деятельности ребенок оказывается перед проблемой, требующей решения. (Например, ребенок хочет сделать подставку для кисточек. Сначала он пытается представить несколько вариантов изготовления подставки. Потом нужно сравнить их, найти их достоинства и недостатки и выбрать наиболее оптимальный).
Но замысел ребенка, как правило опережает его технические возможности, поэтому ему необходима помощь взрослых. Совместная реализация детского замысла позволяет взрослым и детям лучше понять друг друга и установить доверительные отношения. Педагог должен организовать проблемную ситуацию, но не должен предлагать свои варианты решения.
3.Проектная деятельность опирается на субъектность ребенка, то есть на выражение его инициативы, проявление самостоятельной активности. Субъектность ребенка выражается в наличии собственного мнения или отношения к той или иной ситуации.
4. Проектная деятельность предполагает не просто реализацию идеи ребенка, но и реализацию его замыслов.
5. Проектная деятельность имеет адресный характер.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов: исследовательский, творческий и нормативный.
Исследовательский проект, как правило носит индивидуальный характер.
На первом этапе педагог создает одну и ту же проблемную ситуацию для всех детей, и в итоге формулируется общий исследовательский вопрос. На втором этапе ребенок приступает к реализации проекта, то есть отвечает на поставленный вопрос. Для младших детей основным способом получения ответа является опрос членов семьи и других взрослых. Дети постарше могут вместе с родителями искать информацию в энциклопедиях, интернете и т.д. Результаты исследовательского проекта заносятся в специальный альбом, который помогает ребенку зафиксировать этапы своей работы и результаты исследования.
Третий этап – презентация проекта. После презентации работа с проектами не заканчивается. Педагог придумывает различные задания и интеллектуальные игры для закрепления знаний.
Творческий проект.
В ходе творческой проектной деятельности создается новый творческий продукт. Творческий проект чаще осуществляется коллективно или совместно с родителями. При выполнении коллективного проекта каждый ребенок предлагает свою идею, но для реализации выбирается только одна. На первом этапе проводиться подготовительная работа, в ходе которой педагоги обсуждают возможные темы проектов, связанные со значимыми социальными ситуациями в жизни детей и взрослых. При этом взрослые должны определить собственные мотивы участия в проектной деятельности. На втором этапе определяются мотивы участия детей в предстоящей деятельности.
На третьем этапе дети высказывают свои идеи реализации проекта.
Например, творческий проект «Кормушка для птиц». Задача педагога заключалась в том, чтобы подвести детей к идее необходимости изготовления кормушки. После того как все дети выскажутся, следует предложить зарисовать их. На следующем занятии вместе обсудить какую кормушку можно сделать и из какого материала.
На следующем этапе нужно проинформировать родителей. Для этого идея проекта(рисунок) и название вывешиваются на стенд. И только потом педагог вместе с детьми организует работу по реализации проекта. На последнем этапе педагоги продумывают, как представить полученный продукт. Проектная деятельность предполагает социальную презентацию, которая направлена на то, чтобы показать ребенку значимость его усилий для окружающих.
Творческая проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребенка.
Нормативный проект.
Нормативная проектная деятельность подразумевает проект по созданию свода правил, по которым должны жить дети в детском саду. Проект такого типа всегда инициируется педагогом.
На первом этапе воспитатель выявляет такие ситуации, в которых проявляются нежелательные формы поведения детей и которые достаточно повторяются. На втором этапе педагог инициирует обсуждение вариантов поведения в той или иной ситуации и тех нежелательных последствий, к которым они могут привести. На третьем этапе педагог просит детей изобразить нежелательные последствия неприемлемого поведения. На четвертом педагог просит рассказать о своих рисунках. Затем предлагает детям подумать над тем, как нужно себя вести и просит зарисовать это правило так, чтобы всем было понятно. Последний этап связан с оформлением правила и внесением его в книгу правил.
Ценность нормативной проектной деятельности в том, что она основана на разрешении реальных конфликтных ситуаций и представляет собой наглядный способ продуктивного выхода из них с сохранением детской инициативы.
Технология проектной деятельности ориентирована на исследование как можно большего количество заложенных в ситуации возможностей, а не на прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути. Поэтому каждый педагог, занимающийся проектной деятельностью, должен понимать различия между традиционными формами работы и технологией проектной деятельности. Важно, чтобы педагог мог как можно дольше удержаться в пространстве возможностей и постараться максимально развернуть процесс их исследования, не трансформировав проектную деятельность в один из традиционных видов занятий с детьми.
Не различение субъектной и объектной позиции ребенка —одна из опасностей, которая поджидает педагога при организации проектной деятельности.
Эмоциональная и деятельная поддержка детей, которую оказывают им большинство педагогов детского сада, часто превращается в готовность воспитателя выполнить действие за ребенка, будь то формулировка творческого замысла или выдвижение возможных способов решения проблемы.
Педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но при этом он не должен навязывать свои варианты ее решения, то есть нужно уйти от традиционного и привычного действия по заранее заданному образцу, иначе ребенок окажется в объектной позиции. Одно из главных умений, которому предстоит научиться педагогу при реализации проектной деятельности — умение слышать ребенка. Педагогу гораздо легче самому предложить тот или иной способ действия, чем уступить это место ребенку.
В проектной деятельности под субъектностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности. Педагог в силу своего профессионального опыта и образования имеет достаточно устойчивые и сформировавшиеся представления о том, как можно и нужно поступать в различных ситуациях. Например, каждый педагог знает, кому и какие подарки можно дарить на 8 марта и каким образом их можно изготовить. Понятно, что дети не сразу смогут придумать оригинальный подарок. Но задача педагога заключается вовсе не в том, чтобы добиться от детей необычного решения. Он должен посмотреть на уже известную ему ситуацию с точки зрения пространства возможностей.
Педагог, демонстрирующий субъектную позицию, сначала выяснит, как ребенок видит ситуацию, и только потом обратится к культурным способам оформления замысла. И тогда вырезание цветочка станет средством воплощения замысла ребенка, а не очередным звеном в реализации образовательной программы.
Рефлексивность — главное качество личности педагога, работающего по технологии проектной деятельности.
Роль педагога в проектной деятельности не уменьшается, а, наоборот, возрастает. Он становится не столько носителем содержания образования дошкольников, сколько собственно педагогом. Другими словами, он становится специалистом по проектированию социальной ситуации развития детей. Такое проектирование оказывается более сложным, чем в системе традиционного образования. От педагога требуется умение видеть как всю группу детей, так и каждого ребенка. Педагог должен не только заранее продумывать возможные варианты социальной ситуации развития, но и постоянно импровизировать. Это требует от педагога, с одной стороны, полной включенности в процесс движения в пространстве возможностей, а с другой стороны, отстраненности от этого процесса, связанного с постоянным обдумыванием, рефлексией путей движения каждого проекта от начального этапа к конечному.
Рефлексивность, осознание целей и способов проектирования совместно с детьми — эти способности педагога развиваются по мере освоения им технологии проектной деятельности.