Группа №7 «Семицветик»

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 15»

Консультация на тему

«О роли методического и дидактического обеспечения математического развития детей с использованием палочек Кюизенера

и блоков Дьенеша»


Воспитатель: Перчаткина О.П.

г. Зима - 2015г.


В настоящее время, с учетом введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования изменились целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.

Каким должен быть наш выпускник?  Прежде всего, овладевший основными культурными способами деятельности, проявляющий инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др., имеющий сформированные предпосылки к учебной деятельности. Поэтому, перед нами педагогами становится актуальным поиск таких форм и методов работы с детьми, которые помогут стать дошкольнику успешным, сначала в детском саду, затем в школе.

Я считаю, что интерес к учебным ситуациям нужно формировать, опираясь на любознательность и умственную активность детей с помощью общения в игре. Игра идет на пользу общему развитию ребенка: стимулирует его познавательные интересы, активизирует интеллектуально-творческие способности, помогает восполнить дефицит общения. В связи с этим особое значение приобретают новые игровые формы обучения и воспитания детей.

Одним из принципов знакомства ребенка с математикой является наглядность. Когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его математике значительно легче, поэтому использование разнообразного дидактического материала значительно облегчит нашу задачу. Кроме того, наглядные пособия способствуют тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.

Я применяю в своей работе дидактические игры с развивающим материалом палочки Кюизенера и логические блоки Дьенеша, и считаю, что они наиболее эффективны для сенсорного развития,  формирования элементарных математических представлений и  развития познавательной активности детей

Палочки Кюизенера идеально подходят для знакомства ребенка с математикой, они помогают ребенку научиться:

- различать расположение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посередине, справа, слева, внизу, вверху);

- осознать математические понятия («число», «больше», «меньше», «столько же», «фигура», «треугольник» и т.д.)

- сформировать представление о соотношении цифры и числа, количества;

- осуществлять разбор числа на составные части и определение предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка;

- освоить навыки – сложение и вычитание; с помощью палочек полезно также составлять буквы и цифры. При этом происходит сопоставление понятия и символа.


Начинала свою работу с использования палочек Кюизенера  как игрового материала, предлагала детям поиграть с ними, как с обычными палочками, конструктором и по ходу игр закрепляли цвет, размер, форму.

С помощью волшебных палочек дети учатся выкладывать картинки и сюжеты по схемам, обыгрывать их и составлять рассказы о своём герое. Большой интерес вызвало конструирование по каталогам образцов, с помощью этих заданий дети учатся использованию системы координат, умению переносить на схему свои собственные замыслы, умению сотрудничать в команде. Эти игровые задания способствуют развитию детского творчества, фантазии и воображения.

С накоплением игрового опыта  дети знакомятся с загадочным миром чисел и других математических понятий.

В каждой игре закрепляем с детьми цвет палочки и числовое обозначение: возьми самую короткую палочку. Белая палочка – это единица, число «один»; найди розовую палочку, какое число она обозначает? Покажи палочку «три», какого она цвета? Найди палочку, равную по длине трем белым палочкам.

Упражнения на постройку различных лесенок помогает заметить, что «шагая» вверх - числа увеличиваются, а спускаясь – уменьшаются. Так, дети начинают понимать порядок следования чисел в двух направлениях и способ получения числа путём увеличения или уменьшения на один.

Для развития аналитических способностей можно использовать такие упражнения: «Выложи по контуру», «Выложи по образцу», «Сделай симметрично», которые развивают умение планировать свою деятельность, выбирая необходимые средства для работы.

В результате использования  в работе с детьми различных дидактических игр с развивающим материалом «Палочки Кюизинера» у детей расширяются математические представления о числе на основе счета и измерения, сенсорных эталонах (эталоны цвета, размера) и такие способы познания, как сравнение, сопоставление предметов. Всё это способствует развитию познавательной активности детей, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления.


Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем  для подготовки мышления у детей к усвоению математики.

Этот материал можно встретить под разными названиями: «логические фигуры», «логические кубики», «логические блоки».

Основная цель использования логических блоков это:

– научить ребенка решать логические задачи,  классифицируя геометрические фигуры по свойствам (цвету, размеру, форме)

- развивать логическое мышление, представление о множестве

- развивать знания, умения и навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных задач

- развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

На первом этапе можно использовать блоки  Дьенеша, как обычный конструктор, который помогает знакомить с цветом, размером, формами, проводить  такие упражнения: «Найди все фигуры такого же цвета»; «Найди все блоки треугольной формы»; «Дайте мышке все синие фигуры» (зайчику – желтые, мишке – красные).

Игры «Сделай узор», «Повтори узор» помогают развивать у детей восприятие формы, наблюдательность, внимание, память.

В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения.

В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у детей развиваются элементарные навыки алгометрической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

Применение блоков  Дьенеша способствует развитию таких мыслительных операций как классификация, группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ и синтез. Работа с данным дидактическим материалом развивает интеллектуальные способности и логико-математическое мышления у ребят, а также помогает  сделать процесс обучения интересным, увлекательным, содержательным.


Фотогалерея

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас 43 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.