Картотека дидактических игр по ФЭМП для подготовительной группы
«Найди фигуру»
Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами.
Оборудование: модели геометрических фигур, картинки, на которых нарисованы предметы, состоящие из нескольких частей, загадки о геометрических фигурах
Содержание.
Задание: «Я буду загадывать загадки о фигурах, а вы среди своих картинок выбирайте те, на которых нарисованы предметы такой же формы. Если у вас есть предмет, у которого есть часть такой же формы, ту карточку вы тоже покажите».
«Сложи из палочек»
Цель: упражнять в составлении из палочек геометрические фигуры.
Оборудование: счетные палочки на каждого ребенка.
Содержание. Ребенок по образцу выкладывает из счетных папочек какое - либо изображение или фигуру.
«Где, какие фигуры лежат»
Цель: учить классифицировать фигуры по 2 свойствам.
Оборудование: набор фигур.
Содержание. Играют по двое. У каждого набор фигур. Делают ходы поочередно. Каждый ход состоит в том, что кладется одна фигура в соответствующую клеточку таблицы.
«Как расположены фигуры»
Цель: учить детей располагать геометрические фигуры на плоскости.
Оборудование: 2 таблицы, на которых посередине нарисована 1 фигура и вокруг нее (вверху, внизу, справа, слева, по одной фигуре, лист бумаги, конверт с моделями геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал).
Содержание. Воспитатель вывешивает таблицу с геометрическими фигурами и объясняет задание: «Внимательно рассмотрите таблицу, запомните, как расположены фигуры и разместите свои фигуры на листе точно так же. Чтобы хорошо все запомнить, надо рассмотреть таблицу в следующем порядке: сначала назвать фигуру, расположенную посередине, затем вверху и внизу, справа и слева. Кто хочет рассказать, как те положены фигуры? После этого В. поворачивает таблицу обратной стороной к детям. Выполнив задание, дети рассказывают, как они разместили фигуры, сверяют результат своей работы с образцом, исправляют ошибки. Могут быть даны аналогичные задания.
Игра «Чудесный мешочек»
Эта игра позволяет обследовать геометрическую форму предметов,
упражняться в различении форм . В мешочке находятся предметы разных
геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру
которую хочет показать. Усложнить задание можно , если ведущий дает
задание найти в мешочке какую -то конкретную фигуру. При этом ребенок
последовательно обследует несколько фигур, пока не отыщет нужную. Этот
вариант задания выполняется медленнее.
Игра «Найди такой же»
Перед детьми лежат карточки , на которых изображены три-четыре
различные геометрические фигуры. Воспитатель показывает свою карточку
( или называет, перечисляет Фигуры на карточке). Дети должны найти такую
же карточку и поднять ее.
Игра «Кто больше увидит?»
На магнитной доске в произвольном порядке расположены различные
геометрические фигуры. Дошкольники рассматривают и запоминают их.
Ведущий считает до трех и закрывает фигуры. Детям предлагают назвать как
можно больше фигур, размещенных на доске .Чтобы дети не повторяли
ответы товарищей ведущий может выслушивать каждого ребёнка отдельно.
Выигрывает тот, кто запомнит и назовет больше фигур он становится
ведущим.Продолжая игру ведущий меняет количество фигур
Игра «Посмотри вокруг »
Помогает закрепить представления о геометрических фигурах, учит находить
предметы определенной формы . Игра проводится в виде соревнования на
личное или командное первенство. В этом случае группа делится на
команды. Ведущий ( им может быть воспитатель или ребенок) предлагает
назвать предметы круглой, прямоугольной, квадратной, четырехугольной
формы, форму предметов , не имеющих углов , и . т.д. За каждый
правильный ответ играющий или команда получает фишку, кружок.
Правилами предусматривается , что нельзя называть два раза
один и тот же предмет. Игра проводится в быстром темпе. В конце игры подводятся итоги, называется победитель, набравший наибольшее количество очков.
Игра «Геометрическая мозаика»
Игра для закрепления у детей знаний
о геометрических фигурах , формирует умение преобразовывать их , развивает воображение и творческое мышление,, учит анализировать способ расположения частей, составлять фигуру, ориентироваться на образец. Организуя игру, воспитатель заботится об объединении детей в одну команду в соответствии с уровнем их умений и навыков. Команды получают задания разной трудности. На составление изображения предмета из геометрических фигур: работа по готовому расчлененному образцу , работа по нерасчлененному образцу , работа по условиям (собрать фигуру человека
–девочка в платье) , работа по собственному замыслу ( просто человека). Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети должны самостоятельно договориться о способах выполнения задания, о порядке работы, выбрать исходный материал. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельные элементы предмета из нескольких фигур. В заключении игры дети анализируют свои фигуры , находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.
Игра «Найди свой домик».
Дети получают по одной модели геометрической фигуры и разбегаются по
комнате. По сигналу ведущего все собираются у своего домика с
изображением фигуры, можно геометрическую фигуру заменить на предмет.