Знать и помнить о войне важно

Знать и помнить о войне важно.  О той войне, которая живёт в сознании наших людей, как  самое  многотрудное  и длительное испытание.

Трудное испытание в то суровое время выпало и на долю многих тысяч детей. И чем яростнее кипел гнев наших людей против врага за поруганное детство, тем сильнее они согревали сердца малолетних теплом любви.

Война обрушилась на детей так же, как на взрослых, - бомбами, голодом, холодом, разлуками. Но и в эти годы дети были первой заботой народа. Выживут они – выживет страна, её история, идеалы, будущее.

Чёрной молнией пронеслась она по пионерским лагерям, дачам, дворам и околицам, навсегда вычеркнув из их жизни слово «детство».

С каждым годом всё меньше и меньше остаётся участников и свидетелей, всё меньше и меньше памятных слов мы можем  услышать о той  страшной войне.

«Дети войны» - так теперь называют то поколение, которое на своих хрупких плечах переносили все беды и горести, которые наравне со взрослыми трудились на благо великой Победы!

Мы хотим познакомить вас с историей маленькой девочки, которая в семилетнем возрасте встретила войну.  Это воспитатель нашего детского сада: Шестопалова Тамара Павловна.

Родилась она 29 апреля 1934 года в Новосибирской области, Куйбышевского района в деревне Павловка. Семья состояла из  пяти человек.

Мать-Акимкина Евдокия Петровна, 1913 года рождения, работала дояркой.  Отец - Акимкин Павел Иванович 1915 года рождения, работал бухгалтером в колхозе.

В семье Тамара Павловна была старшей. Братья Геннадий и Валерий были совсем маленькие.

Тамара Павловна вспоминает « - Почтальон, привёз в сельсовет газеты, из них мы узнали, что началась война, для нас, детей, что произошло тогда было ещё не понятно, но, слёзы  на глазах у женщин, застывший ужас и гнев на лицах мужчин - нам сказали о многом.»

И, вот, на войну забрали отца, но до фронта он так и не доехал, первое и последнее письмо от него было из Подмосковья. С тремя детьми на руках мать осталась одна... И надо было жить, и растить,  и учить малолетних детей. Но самое  главное – их надо было прокормить,  хоть как-нибудь. Мать подрабатывала в школе уборщицей, за что ей в год выделяли до шести килограммов муки.

В то время  почти каждая семья проводила на фронт мужа, сына, брата. Дома остались лишь одни старики, женщины и дети, на плечи которых легли все тяготы крестьянского труда, так как наш район в основном сельскохозяйственный.

С первых же дней войны школьники пришли на помощь взрослым. Они работали вместе с учителями на покосе, пололи и копали картофель, принимали участие в уборке зерновых, а самые младшие школьники собирали на полях колоски, чтобы не потерять ни одного зернышка – ведь хлеб был нужен на фронте их  отцам и братьям. Но не только в поле работали ребята в свободное от учебы время. Они работали на ферме, помогая выращивать телят, поросят, птицу. В летнюю пору дети собирали не только ягоды и грибы, но и лекарственные растения: листья малины, черники, подорожника ,траву зверобоя и  и другие полезные травы.

Тамара Павловна вспоминает, как она и её  старшие подруги  вязали из шерсти носки, варежки, шарфы, шили кисеты для махорки.

Необходимо, было, как можно больше отправить хлеба и продуктов на фронт. Главный лозунг того времени был: «Все для фронта. Все для победы!»

«…Моё военное детство не было голодным, как у многих моих ровесников. Благодаря труду моей мамы, тёти, мы с братьями были одеты, обуты. Но и мы с утра до позднего вечера помогали взрослым, не было времени на игры, подруг, развлечения. Мама часто вместе с односельчанами собирала посылки с продуктами, вязаными вещами, одеждой  и отправляли их на фронт.»

Все было подчинено войне – учеба и труд. В школе ребята постарше изучали военное дело, занимались спортом, особое внимание уделяли старшеклассникам, многие из них, окончив школу, ушли на фронт.

« …Я помню, что дети из некоторых семей  были одеты очень плохо и кто в чём. У многих не было возможности сшить даже шаровары на физкультуру и девочкам в платьицах приходилось делать упражнения на кольцах, лазать по канату.

Надо сказать, что в те годы дети часто болели малярией, простудными заболеваниями, были очень ослаблены: засыпали прямо на уроках.  Но требования к выполнению  школьной программы были  строгими  и ребята старались учиться хорошо.

Все было подчинено войне – учеба и труд. В школе ребята постарше изучали военное дело, занимались спортом, особое внимание уделяли старшеклассникам, многие из них, окончив школу, ушли на фронт.

Школьники изучали не только военное дело, но и сельскохозяйственную технику, чтобы заменить ушедших на фронт трактористов и комбайнеров.

Им  доверялись важнейшие участки работы.  И ребята относились к порученному делу очень серьёзно, ответственно. Они помогали семьям погибших фронтовиков, вели большую переписку с солдатами.»

Школьные агитбригады с концертами ездили на поля, Тамара Павловна вспоминает, что она была самой маленькой участницей таких концертов, а любимым её номером был номер, где она переодевалась в цыганочку, и задорно и бойко отплясывала  этот танец.

Тамара Павловна вспоминает: «…После четырёх лет обучения в деревенской школе мама нас отправила в город  Барабинск  к своим сёстрам, где я закончила средне - образовательную школу. Мама, Евдокия Петровна осталась в деревне и помогала нам продуктами, а на лето нас распускали на каникулы и мы приезжали в родную Павловку, помогать маме по хозяйству для будущего учебного года. Имея своё подсобное хозяйство: корову, курей, свиней, сильных проблем с питанием не было. Выращивали овощи, картофеля садили очень  много; огребали, пололи, поливали, причём воду для поливки приносили с озера.»

На выбор будущей профессии  «воспитатель» повлияли сестры и старший брат ее мамы.  Все они работали педагогами. По окончании школы Тамара Павловна поступила в Новосибирское педагогическое училище. После училища устроилась на работу в город Куйбышев Новосибирской области. Получив первый педагогический опыт, перевелась воспитателем в город  Барабинск. В этом городе вышла замуж за молоденького красавца – курсанта Петра Максимовича Шестопалова. Вместе они переехали в город Барнаул, там работала воспитателем. Вскоре по направлению мужа Тамара Павловна уехала в Китой. Из Китоя судьба их забросила в город Усолье – Сибирское, где пришлось работать продавцом. Через два года семья Шестопаловых переехала в город Зиму. И окончательно обосновались здесь, получив квартиру, ведь в их семье к тому времени было уже четыре человека.

И все же, призвание воспитывать детей, привело ее работать воспитателем в детский сад № 15. В 1994 году, отметив свой 60-ти летний юбилей, ушла на заслуженный отдых. Юношеская закалка военных лет, оптимизм, вера в будущее помогли Тамаре Павловне стать стойкой сильной женщиной, матерью, педагогом.

Сегодня дети войны стали нашими дедушками и бабушками, и их память цепко хранит события военных лет. Им же будет в двойне приятно, если мы, сегодняшнее поколение, будем интересоваться их деятельностью, будем рассказывать о ней другим.

Наша работа не просто знаки внимания и почета, но и богатый, бесценный материал для воспитания у молодых верности традициям людей военного поколения. Мы, наши дети и дети наших детей, должны помнить, какой ценою была достигнута Победа. Не будь Победы, что сталось бы с нами?...

Сегодня Тамары Павловны с нами нет по состоянию здоровья, но хотелось бы передать дорогие ее сердцу слова

{igallery id="3691" cid="69" pid="1" type="classic" children="1" showmenu="1" tags="" limit="30"}

Что интересно, дети, прошедшие войну или эвакуацию, помнят какие-то эпизоды, даже с двухлетнего возраста. Я поговорила с одной из «дочерей» войны — Валентиной Фёдоровной Егоровой. Великие войны имеют начало, но не имеют конца. Они живут в слезах вдов и матерей, ноющих ранах солдат, горьком детстве сирот. Дети, наравне со взрослыми испытали голод, страх, лишения и тяжелый физический труд.

Война… Те, кто ее прошел, неохотно делятся воспоминаниями. А о подвигах и вовсе говорят как об обычном повседневном деле. Другое дело — дети.

Этих, убеленных сединами, женщин, 67 лет назад война застала врасплох малолетними девчонками. Они никогда не забудут, как собирались на фронт их старшие братья, отцы и деды, многих из которых они так и не дождались. Сегодня дети войны педагоги, учителя пришли сюда, чтобы пообщаться и порадоваться, тому, что кровь их родных и близких была пролита не напрасно и сегодня их дети и внуки живут в свободной стране. И пусть душа поет… и плачет!

Родилась Валентина Фёдоровна 18 ноября 1939 г. в селе Дубровки Беднодемьяновского района Пензенской области.

«Валентина Фёдоровна, а как прошло Ваше детство?» - спрашиваю я её.

Она ненадолго задумывается, а затем следует ответ:

-Тяжёлым было детство, ведь война началась, но тогда я ещё не понимала этого, была маленькой.

-А как Вы узнали, о начале войны, и что почувствовали?

- Известие о начале войны застало нас в родном селе. Какие чувства? Трудно сказать, ведь я была совсем ребёнком. Но хорошо помню: я играла с ребятишками на улице, было жарко, забежала домой. Вижу: мама и моя тётя плачут. Спрашиваю: «Вы чего плачете?» А мама сквозь слёзы отвечает: «Война началась, доченька». Я не поняла  значения этого слова и поэтому снова побежала играть. Его страшный смысл  я узнала позже.

В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны" - так называют сегодня этих людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.

Что же помню я?

Что могу рассказать?

Что должна рассказать?

Спрашивает сама себя Валентина Фёдоровна.

«Мои детские воспоминания в своё время были откорректированы взрослыми. А сейчас я старше своей собственной памяти».

В самом начале войны отец маленькой Вали Фёдор Трофимович был отправлен на фронт. Он попал в самое пекло под Москвой, в районе Вязьмы.

Валентина Фёдоровна рассказывает:

"Мы жили в  тылу, где не было военных действий, где не рвались мины, самолеты не сбрасывали бомбы, не стреляли танки, и не врывались в дома фашисты, да и я была мала, поэтому поначалу трудностей особых  не ощущала, только видела постоянно грустные глаза матери, да слышала, как она плачет по ночам».

Её мама, Анна Николаевна, осталась одна с двумя детьми: с ней и братом, который родился в ноябре 1941г. Холод и голод, маленькие дети, нужда во всём, работа с раннего утра до позднего вечера и всё это в её 27 лет.

«…Мы дома оставались  одни (вспоминает Валентина Фёдоровна). Нам не повезло, у нас не было бабушек и дедушек.

От зимнего холода мы спасались на русской печке, которая к концу дня становилась холодной, и мы мёрзли ещё больше. Замёрзшие окна осложняли обстановку.  На улице рано темнело. Мы пугались стука в окно, дверь, шума ветра.

Летом мы собирали лебеду, клевер, осенью – колоски, весной – выкапывали мёрзлую картошку.

Настоящими труженицами были коровы, у кого они были.  На коровах пахали свои и колхозные огороды.  За плугом шли обессиленные от непосильного физического труда женщины. На них возили из леса хворост.

Осознание пришло позже.  А тогда в далёком детстве мы видели слёзы взрослых и плакали вместе с ними. Страдали от рыданий женщин и пожилых людей после получения похоронок.

Мы рано взрослели, как-то по другому относились к детям, которые больше никогда не увидят своих отцов, жалели что-ли…

Неизменным оставалось ощущение голода.

Вспоминается случай. Это было ранней весной.  До нового урожая картофеля было ещё далеко. Весь картофель, оставшийся от зимы, был использован для посадки.

Я приняла детское решение.  Взяла за руку брата,  и мы пошли к жителям нашей улицы. А мама стояла на крылечке нашего старого, покрытого соломой дома и по её лицу текли и текли слёзы.

Последней надеждой была баба Дуня. Жила она одна, мы её любили.  Как же велико было наше разочарование… Ведь мы так были уверены и надеялись на чудо. А мама-то знала, что картошки ни у кого не было, что придем мы ни с чем, но нас она не могла убедить.

Взрослые успокаивали.  Мне они говорили: «Ты счастливая, до войны ты ела печенье, а твой брат не знает, что это такое» (к его детскому счастью, что в то время он не знал такой сладости).

В нашей семье, как и в других  семьях,  стало два поколения детей: военное и послевоенное.

У детей войны был уже какой-то жизненный опыт.  И мы считали нужным поделиться воспоминаниями с послевоенными детьми.

Нам нужно было вспомнить, чтобы вернуться, чтобы оказаться в воспоминаниях среди тех, кто жил в гуще событий, кто не мог оставаться равнодушным.

Мы часто играли под мостиком. Взрослые, конечно, не разрешали. И нам пришлось перейти в вишнёвый сад соседей. Игрушек у нас не было. Для кукол искали деревяшки, отмывали их, высушивали, рисовали лицо, наряжали в тряпочки. Куклы тоже хотели есть. Еду для них готовили из листьев деревьев, травы, измельчали, «кормили» палочками, «сами ели» и этим как  будто были сами сыты и очень довольны.

Все  годы любимой игрой была лапта.

В послевоенное время излюбленным местом для наших развлечений оставался овраг.

В вечернее время готовили ужин на таганках. Лапша была самодельная. Мука готовилась из пшеницы на жерновах. Эта работа была только под силу взрослым, жернова тяжелые.

Однажды мы играли под мостиком на нашей улице «Большая дорога». Мы увидели, вернее, вначале услышали шарканье ног. По дороге брела колонна военнопленных немцев. Мы все разбежались по своим домам.

Позже в документальных  фильмах я увидела таких же оборванных врагов, как наяву в детстве.

В этой колонне пленных немцев и в нашей нерадостной детской и взрослой жизни  - пронзительная  правда  о войне.

Это всенародное горе ощущалось очень остро. Война отобрала  у нас детство. Настоящее, солнечное, с книгами, смехом, играми, праздниками.  Мы недополучили радости, счастья, добра, ласки.

Вся жизнь взрослых и детей была окрашена Великой Победой. Родители работали, дети учились. Стремление учиться было невероятным.  С трудом я переживала каникулы, каждый день считала дни до начала занятий. Мне хотелось надолго заснуть и проснуться в школе.  Но такого не бывает.

Нас учили хорошие учителя, имеющие высшее образование, велись все предметы. Мы не ощущали недостатка в школьных принадлежностях, учебниках. Программная классическая литература была у нас своя.

Одноклассники меня часто просили объяснить непонятный для них вопрос. Я объясняла им с мелом у доски. Всё это повлияло на мой профессиональный выбор. Они понимали, а я каждый раз утверждалась в своем мысленном выборе профессии.

То время научило нас терпению, воспитало настойчивость, упорство, трудолюбие.

Несмотря ни на какие трудности, поколение детей войны стало образованным. В работе был лозунг «Надо!».

-А у Вас была мечта?- спросила я.

- Конечно! Как же без мечты! Сначала, как и другие дети, мечтала о скорейшем окончании войны, ждала, что вернётся отец; потом мечтала стать учительницей. Для этого много училась, и мечта воплотилась в жизнь. А главное - мечтала стать счастливой. И я счастлива! Живу в мирное время, среди добрых людей.

Слушаю я внимательно Валентину Фёдоровну и думаю, что, несмотря на тяжёлое детство, она - очень порядочный, скромный и отзывчивый человек. Военное лихолетье оставило отпечаток в её душе, но не сломало её. Она очень любит детей, проработала с ними много лет.

Будто бы продолжением той детской жизни в военное  и послевоенное время явилась поисковая работа Валентины Фёдоровны по истории Зиминского образования. Она, не раздумывая, согласилась на предложение мэра города Николая Александровича  Пенюшкина по созданию музея образования.

Он был открыт 30 августа 2004года. «Первое впечатление: потрясающе здорово»- писалось в газете «Отражение» издания ГОРОО.

За годы работы методистом по педагогическому краеведению и руководителем музея поиск наградил её знакомством с удивительными людьми, необычайно добрыми, гостеприимными, великодушными. Среди этих людей-дети.

Дети, работая в школьных музеях помогали в поисках по направлениям: «Уходили на фронт учителя», «Война закончилась в Берлине, но не закончилась во мне», «Педагоги – защитники Отечества» и др.

Сейчас она на заслуженном отдыхе.

Её бывшие ученики, уже взрослые люди, часто поздравляют с праздниками, дарят цветы.

Она имеет множество наград и званий:

Среди её выпускников много замечательных людей, которые работают на благо нашего города. Вот некоторые из них:

Трубников Владимир Вячеславович - мэр города

Кулеева Людмила Михайловна - начальник Зиминского Управления образования

Татарникова Светлана Владимировна – директор художественной школы

Рязанова Марина Викторовна – зам.главного врача Узловой больницы

Многие её выпускники продолжили педагогическую работу в зиминских школах.

Дети войны... Давно они стали взрослыми, умудренными опытом людьми. Но их детская память сохранила самое важное, самое запоминающееся.

Замечательно, что они вспоминают своё тяжелое, иногда даже горестное детство с доброй улыбкой. Их души рано познали боль, а тяжелый труд закалил волю и характер.

Каждому поколению история преподносит урок, испытывая на прочность, на стойкость. Я с уважением и признательностью отношусь к тем, кто в годы войны сумел превозмочь себя, выдержать муки голода, холода, бесконечного страха. Эти люди не сломались, сумели не просто пережить беду, но и восстановить страну из руин. Молодежь помнит их подвиг и гордится им!

Очень важно успеть собрать эти уникальные воспоминания. Ведь после конца войны прошло уже больше 60 лет и «дети войны» достигли преклонного возраста. Увы, мы не вечны. Времени осталось не много. Потом будет поздно.

Эпохой бессмертия вы рождены
И помнить обязаны свято:
Взрастило вас время, вы - дети войны,
За вас умирали солдаты. 

{igallery id="3054" cid="70" pid="1" type="classic" children="1" showmenu="1" tags="" limit="35"}

Фотогалерея

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас 63 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.