Самообразование — одна из форм повышения профессионального мастерства педагога. Сегодня общество испытывает глубокие и стремительные перемены. На смену прежнему стилю жизни приходит новый стандарт: «Профессиональный стандарт педагога». Один из показателей профессиональной компетентности педагога — его способность к самообразованию. Тяга к нему выражается в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса, стремлении к росту. Воспитатель XXI в. — это:
- гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- профессионал, умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения. И воспитания для реализации поставленных задач; организовать рефлексивную деятельность;
- педагог, обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, постоянно совершенствующий свои знания и умения, занимающийся самообразованием, обладающий многогранностью интересов.
Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях современного информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются необходимыми. Современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг по повышению квалификации: в учебных заведениях – очное, очно-заочное, заочное обучение, занятия на курсах повышения квалификации, семинары и т.д. Ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через 5 лет. Наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов – это постоянное самообразование.
Инновационные направления методической работы
- Маркетинговое: изучение спроса педагогов.
- Информационное: создание единой информационной, организационной, методической, коммуникативной учебно-воспитательной среды в ДОУ.
- Социально-адаптивное: подготовка педагогов к успешному выстраиванию профессиональной карьеры.
- Научно-экспериментальное: вовлечение педагогов в опытно-экспериментальную работу ДОУ.
- Психолого-педагогическое: психологическая поддержка педагогов.
- Управленческое: повышение компетентности педколлектива.
Профессиональный рост педагогов возможен только тогда, когда созданы в образовательном учреждении определенные условия. Используемые диагностические карты, карты самообразования, анкеты позволяют выявить трудности в работе педагогов, их потребности. После тщательного анализа каждому педагогу, в соответствии с его профессиональными потребностями, создаются условия для работы с научно-педагогической информацией как в методическом кабинете, так и в Интернете. Педагоги систематически принимают участие в международных ярмарках педагогических инноваций, о чем свидетельствуют грамоты и дипломы. Разработан мониторинг, позволяющий отслеживать эффективность самообразования педагогов. Администрация МБДОУ способствует формированию атмосферы творчества и поиска в педагогическом коллективе.
Основные критерии самообразования педагогов: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ.
Среди мотивов можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений; мотивы, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания и др.
Условия профессионального роста
♦ Самостоятельная работа по теме. ♦ Чтение методической, педагогической и предметной литературы. ♦ Поиск в Интернете информации по теме. ♦ Посещение семинаров, конференций, мероприятий, вебинаров. ♦ Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами. ♦ Систематическое прохождение курсов повышения квалификации. ♦ Проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег. ♦ Изучение информационно-компьютерных технологий. ♦ Общение с коллегами в МБДОУ, городе и в Интернете. ♦ Участие в конкурсах в Интернете. ♦ Помещение своих разработок на сайтах в Интернете.
Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель и конкретизировать проблему, фокусировать свое внимание, значимых деталях. Особое место в самообразовании занимает способность к рефлексивному осмыслению и поиску нового. Сформировать данные умения у педагогов нам помогает созданная в МБДОУ «Школа молодого педагога». Она предусматривает такие формы работы:
— стажировка у опытного коллеги; — лекции по заявкам педагогов; — тренинги; --- практикумы.
Направления деятельности «Школы молодого педагога»:
- формирование мотивации к освоению и внедрению новых технологий, творчеству, инициативе;
- работа в малых группах с презентацией педагогических достижений, самооценкой и коррекцией и т.п.
Формы самообразования педагогов
- Индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня.
- Коллективная, направленная на активное участие педагогов в методической работе МБДОУ.
Результативность
Молодому педагогу работа по самообразованию позволит пополнять свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал. Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, сможет перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, а это, в свою очередь, повлияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.
«Школа молодого педагога» поможет более успешно адаптироваться начинающим педагогам, позволит быстрее найти ответы на сложные вопросы, добиться успеха в работе. При организации обучения учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.
|