1. Очень важно, чтобы знания по какому-либо вопросу, приобре таемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа. Это заставляет занимающегося сравнивать, анализиро вать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу.
2. Если вы имеете намерение заниматься в библиотеке, следует научиться пользоваться библиотечными каталогами. Это сократит время поисков нужной вам литературы, так как многие карточки содержат краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге.
3. Если в процессе самообразования возникает желание запом нить оригинальную мысль, любопытный факт, его следует записать. При самообразовании важно уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы. Они пригодятся для работы: для выступле ния на семинарах, педагогических советах, для участия в дискуссиях и т.д.
Помните, что в самообразовании незаменимый помощник — кни га. И.В. Жуковский сводит взгляды многих авторов к четырем ос новным методам чтения:
— чтение-просмотр, когда книгу бегло перелистывают, изредка задерживаясь на отдельных страницах с целью получения об щего представления о ее содержании;
— чтение выборочное, или неполное, когда читают основательно и сосредоточенно, но не весь текст, а только нужные для опреде ленной цели места;
— чтение полное, или сплошное, когда внимательно прочитывают весь текст, но никакой особой работы с ним не ведут, не дела-ют и основательных записей, ограничиваясь лишь краткими заметками или условными пометками в самом тексте; — чтение с проработкой материала, т.е. изучение содержания книги, предполагающее серьезное углубление в текст и составление различного рода записей прочитанного. Существует и несколько видов записи: выписки, планы, тезисы, конспекты. К выпискам прибегают в тех случаях, когда почти не возможно передать мысль автора своими словами. План — это пере чень основных вопросов, изложенных в статье или книге. Типичный пример плана — оглавление книги. Тезисы в сжатой форме переда ют содержание книги или статьи. Конспект — это сжатый, последо вательный пересказ содержания.
Во время работы с книгой, статьей часто встречаются незнакомые слова и словосочетания. В этих случаях необходимо пользоваться словарями, энциклопедиями, справочниками. Виды справочной лите ратуры весьма разнообразны. В нашем методическом кабинете имеются используемые словари и справочники: «Словарь русского языка», «Педагогический сло варь», «Новые слова и значения», Энциклопедический словарь «Европедия», В. Даль «Толковый словарь», «Энциклопедия афоризмов», Ф. Брокгауз, И. Ефрон «Энциклопедический словарь» (новая версия) и др.
Важно, чтобы организация самообразования не свелась к фор мальному ведению дополнительной отчетной документации (планы, выписки, конспекты).
В.А. Сухомлинский в книге «Рождение гражданина» писал, что понятие «самообразование» состоит из комплектования личной биб лиотеки и умственного труда дома наедине.
Поводя итог, еще раз хочется подчеркнуть, что формы самообразования многообразны:
— работа в библиотеках с книгами, периодическими изданиями;
— участие в работе научно-практических конференций, семина ров;
— ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме и т.д.
Результат усилий педагога — совершенствование работы с деть ми, рост его профессионального мастерства.
|