Аналитический отчет
по итогам применения современных образовательных технологий и использования ИКТ по основам безопасности у дошкольников (ПДД)
в МБДОУ «Детский сад № 15»

В настоящее время педагогический коллектив ДОУ № 15 интенсивно внедряет в работу инновационные технологии по обучению детей дошкольного возраста безопасному поведению на улице, так как в настоящее время актуальность поиска путей обеспечения безопасности дошкольников высока как никогда.

Цель нашей работы: повысить компетентность субъектов образовательного процесса в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности и дорожного движения, предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма среди воспитанников.

Важным компонентом в формировании личности человека является воспитание культуры личной безопасности, поэтому основной нашей задачей является выбор тех инновационных технологий, которые оптимально соответствуют поставленной цели.

Особое внимание обращаем на личностно-ориентированный подход в воспитании, на развитие творческой инициативы, индивидуальных качеств и способностей детей.

Исходя из этого, к числу современных образовательных технологий в данной области относим:

  1. Личностно-ориентированные технологии
  2. Здоровьесберегающие технологии
  3. Социоигровые технологии
  4. Информационно-коммуникационные технологии

В силу значения охраны жизни и здоровья ребенка, создание системы психолого-педагогических условий, потребностей, интересов дошкольников разработана концепция – ориентация образовательного процесса на развитие потенциальных возможностей дошкольника (основоположники: Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Ф.А. Сохин, К.Д. Ушинский и др.).

Основные идеи концепции разработаны в соответствии с миссией детского сада:

«Обеспечение оптимального уровня развития природных задатков, перевода их в способности, которые помогут им стать творцом своей жизни».

Цель обучения: Развитие у ребенка наглядно-образного мышления, творческого воображения, познавательной активности, любознательности, эмоционально-чувственного опыта. Включение в содержание обучения элементарных понятий об окружающей действительности, о людях и их отношениях к своему здоровью и здоровью окружающих.

Организация учебно-познавательной деятельности:

- создать условия для решения проблемных игровых задач;

- побуждать ребенка занять позицию субъекта деятельности;

- развивать творческие способности ребенка;

- создать условия счастливого проживания каждым ребенком периода детства;

- организовывать сотрудничество с детьми (совместное разрешение ситуаций, создание обстановки психологического комфорта, оказание индивидуальной помощи ребенку);

- сформировать в ДОУ на уровне взаимоотношений «педагог-ребенок», «педагог-педагог», «педагог-родитель», «родитель-ребенок», педагогику партнерства и сотрудничества, реализовать на практике модель личностно-ориентированной педагогики;

- сохранить и укрепить здоровье детей;

- обеспечить каждому ребенку своевременное и полноценное психическое развитие.

В основе обучения детей лежат исходные принципы дидактики.

Идеал, к которому мы стремимся, - свободные, самостоятельные, активные дети; любознательные и умные; имеющие первоначальные задатки сохранения своего здоровья; эмоционально отзывчивые, хорошо подготовленные к школе.

Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений. Увеличение количества дорожно-транспортных происшествий с участием детей в последние годы заставляет общественность принимать серьезные меры по их профилактике. Каждый из нас может оказаться в такой непредвиденной ситуации. Особую тревогу мы испытываем за наших детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, а в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Проблема обучения воспитанников правилам дорожного движения находится под пристальным вниманием педагогов ДОУ. Чем раньше ребенок научится различать и понимать дорожные знаки, тем меньше будет несчастных случаев на дороге.

В ДОУ имеются условия для осуществления идей данных технологий и считаем целесообразным вести углубленную работу по ПДД.

Педагоги используют в своей работе:

- Программу «Основы безопасности жизнедеятельности» Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной, раздел «Ребенок на улицах города».

- Адаптированную программу «Светофорик» социально-личностной направленности для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет ДОУ № 15. Цель программы: формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на дорогах и улицах.

Основные аспекты взаимодействия ребенка с «территорией дорожного движения»: ребенок – пассажир, ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, самокат, санки, роликовые коньки и др.), ребенок – пешеход являются основой при построении системы работы в МБДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Образовательный процесс реализуется чаще всего в форме совместной деятельности педагога и детей, педагогов и родителей, а так же в форме самостоятельной деятельности детей, педпроцесс - как педагогическая система.

Коллективом созданы оптимальные условия для обучения детей  правилам безопасного поведения на дорогах. При обучении педагоги  придерживаются принципов систематичности, последовательности, поэтапности, учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Воспитателями групп разработаны тематические перспективные планы в каждой возрастной группе по планированию занятий по ПДД в течение года и летний период.

Наша работа охватывает все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные теоретические знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и в повседневной жизни, на территории автогородка и за пределами детского сада.

Календарно-тематический план воспитатели преподносят в наглядно-действенной форме с опорой на непосредственное действие с предметами при отражении реальной ситуации. Знания, умения и навыки, приобретенные детьми, уточняются, дополняются, совершенствуются на комплексных занятиях по развитию речи, особой популярностью пользуются игры «Угадай-ка», «Что означает этот знак», «Лабиринт», беседы на темы «Мы идем в детский сад», «Знакомство с улицей», «О правилах дорожного движения» и др., чтение художественной литературы «Светофор» С. Михалкова, «Айболит» К. Чуковского.

Формирование элементарных математических представлений (ориентировка в пространстве, геометрические формы), изобразительная деятельность («Нарисуй дорогу в детский сад», «Светофор», «Машины нашего города», «Нарисуй дорожные знаки, которые ты встречаешь по дороге домой», «Дорога будущего» и др.), конструирование («Построим мост», «Дома на нашей улице», «Мой детский сад», «Гараж» и создание ситуаций для обыгрывания).  Музыкальный руководитель широко использует распевки, частушки, стихи, песни. Физическая культура – использование игр с правилами «Путешествие на автомобиле», «Поезд», «Воробышки и автомобиль и др.».

Такая связь между разделами программы и авторская интерпретация дает положительный результат.

Обучая детей правилам дорожного движения, педагоги используют все доступные формы и методы работы: беседы, занятия, экскурсии, целевые прогулки, сюжетно-ролевые игры, обучающие фильмы, деятельность в автогородке.

По итогам работы детского сада в 2014 году за участие в муниципальном конкурсе «Безопасность. Дорога. Дети.» детский сад занял I место. В областном конкурсе «Безопасность. Дорога. Дети.» - I место.

Используем модель личностно-ориентированного взаимодействия:

  1. Цель общения: обеспечение чувства психологической защищенности, доверия к миру, развитие индивидуальности ребенка, формирование начал личности.
  2. Понимание признания.
  3. Сотрудничество, создание ситуации.
  4. Свобода мышления и воображения, адекватная самооценка.

Реализуя право ребенка на безопасность и здоровье, работу ведем в нескольких направлениях, в системе:

- работа с педагогами;

- работа с детьми;

- работа с родителями;

- работа с социумом.

Основные направления:

- формирование знаний, умений, навыков и привычек безопасного поведения;

- воспитание нравственных качеств личности, необходимых для усвоения и выполнения правил дорожного движения: внимательность, наблюдательность, дисциплинированность;

- умение ориентироваться в дорожно-транспортной обстановке и прогнозировать дорожную ситуацию.

Непрерывная подготовка детей к безопасному участию в дорожном движении осуществляется:

1. В ДОУ:

Работа с воспитанниками - использование различных форм организации детской деятельности, разнообразных методов и приемов:

- занятия в группе, практические занятия в автогородке ДОУ, на спортивной площадке, на прогулочных участках с использованием соответствующего оборудования;

- мероприятия по изучению ПДД: конкурсы, викторины, экскурсии, соревнования, КВН, акция «Водитель, сохрани мне жизнь», где дети в рисунках рассказали о себе водителям, в число которых входят их родители.

Работа с педагогами: консультации, круглые столы, беседы, анкетирование, открытые просмотры, педагогические советы.

2. Совместная работа с социумом:

- ГИБДД - Заключение договора с ГИБДД о совместной деятельности, совместные практические занятия, игровая деятельность.

- Школа - экскурсии в школу, совместные мероприятия с учащимися первых классов.

- Детская библиотека – выставка детской литературы по правилам дорожного движения, презентация книг.

3. С родителями – родительские собрания, индивидуальные беседы, консультации, наглядная агитация, буклеты, папки-передвижки, информационные стенды, совместные занятия, конкурсы.

Обмен опытом семейного воспитания по данному направлению.

- индивидуально-воспитательная работа с ребенком (выполнение рекомендаций педагогов по пропаганде безопасного поведения, воспитание культуры поведения на улицах, дорогах и в транспорте, личный пример).

Работа с детьми по изучению правил дорожной безопасности в детском саду ведется поэтапно:

- Диагностика - уточнение представлений детей о правилах безопасности, т.е. их личный опыт, на который может опереться педагог. Педагоги следуют принципам объективности, стремясь к максимальной объективности, стараясь избегать предвзятых отношений; к процессуальности – изучение правил дорожного движения в прогрессии.

Диагностическое обследование показало, что использование методических наработок даёт положительную динамику, успешное формирование знаний и устойчивых навыков у 75% выпускников детского сада, о чем свидетельствуют данные диагностические исследования детей.

- Занятия, беседы с детьми, заучивание рифмованных правил, ознакомление с дорожными знаками показало, что проведенная работа по обучению детей ПДД оправдало себя, что дети, получая знания в игровой форме, охотно включаются в ролевые игры, учатся моделировать «дорожные» ситуации, предотвращать чрезвычайные ситуации, стремятся к решению логических задач и поиску верного ответа.

- Чтение и обсуждение произведений художественной литературы, использование публикаций в периодической печати, игры-драматизации, творческие игры, наблюдения, встречи с инспектором ГИБДД, использование мультимедиа по данной тематике, тематические конкурсы дают хороший потенциал для высокой познавательной активности, потребности в получении и поиске новых знаний, ответственном отношении к делу.

Анализ показал, что 60% информации дети получают на организованных занятиях и 40% в ходе режимных моментов. Проведенное анкетирование родителей на тему безопасности дорожного движения показало, что 5% опрошенных не уделяют внимания важности и необходимости обучения детей правилам дорожного движения, а 16% родителей эпизодически нарушают эти правила. Встает вопрос важности и необходимости информационной грамотности родителей по ПДД.

С учетом последовательного качественного обучения ПДД детский опыт изменяется: развиваются интересы, способности, активизируется инициативность, самостоятельность, проявление субъектности, индивидуальности на основе постоянной поддержки и сопровождения, дифференциации освоенного. Дети учатся сравнивать, устанавливать связи, развивать умения.

Педагоги знакомят детей с правилами дорожного движения, не допуская перегрузки детей излишней информацией, учитывая состояние здоровья и настроение детей.

Посещение комнаты психологической разгрузки индивидуально и подгруппами (использование игрушек, способствующих индивидуальным играм);

- выбор детьми занятий по интересам;

- создание условий развивающей среды для продуктивной деятельности в изготовлении пособий, игрушек;

- дети, овладевшие правилами поведения в автогородке, пытаются оказывать помощь своим сверстникам и младшим дошкольникам, стараются организовывать сюжетные игры, берут на себя главные роли, следят за соблюдением правил игры, входят в отряд юных инспекторов движения, что подтверждает свидетельство действительного члена ассоциации ЮИД Иркутской области «Зелёная волна» от Управления ГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области.

Индивидуализация и дифференциация учитывают индивидуальные особенности с той лишь разницей, что при индивидуализации учитываются особенности каждого ребенка, а при дифференциации – группы детей.

Наблюдения показали, что личностно-ориентированная технология построена на основе уважения к личности ребенка, добре и ласке. Воспитатели обеспечивают детям комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребенка. В течение дня общаются не только с группой детей, но и уделяют самое пристальное внимание каждому ребенку индивидуально.

В рамках личностно-ориентированных технологий выделяем технологию сотрудничества, где воспитатели поддерживают равенство в отношениях с ребенком, партнерство, создают условия для творчества ребенка, атмосферу любви, заботы и сотрудничества.

Социоигровая технология – это, прежде всего, развитие ребенка в игровом общении со сверстниками. Повседневно в играх дети отражают впечатления об окружающей жизни.

Наиболее распространенные сюжеты – профессиональные (в инспектора ГИБДД, в постового, в водителя транспорта, в кондуктора). Дети принимают роли конкретного взрослого человека, персонажа книги, роли профессий своих родителей.

Источником содержания игр детей чаще всего являются ситуации, где они активно действуют с воспитателем (по многочисленным исследованиям Д.Б. Эльконина, Н.А. Коротковой, Г.И. Бабаевой и др.).

Любят дети игры, где главную роль играет воспитатель, а ребенок объект действия.

Педагоги осуществляют руководство играми на основе обобщения опыта Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой и др.

В младшей группе основные приемы – называние ребенку его роли, в средней группе – вопросы, совет, участие в сговоре на игру, в старшей – участие в предварительном планировании игры.

Воспитатель отходит от привычной структуры, обычное занятие превращает в путешествие, а группу – в чудесную мастерскую, дети становятся художниками, следопытами, путешественниками. В организации мероприятий большое внимание уделяется игровым методам. В гости к детям приходят герои знакомых сказок, Незнайка, Буратино, Баба Яга и другие персонажи, которые попадая в затруднительные положения по правилам дорожного движения, обращаются за помощью или просят научить тому, чего не знают. Игровая технология приучает детей к серьезному труду.

Здоровьесбережение и здоровьеобогащение – важнейшее условие организации деятельности по ПДД, т.к. дети к концу дошкольного возраста должны уяснить, насколько важно беречь свое здоровье.

Особенности данных технологий:

  1. Проблематизация учебной информации (когда дети выражают удивление, любопытство, ожидание чего-то необычного).
  2. Активная деятельность ребенка.
  3. Связь обучения с жизнью, трудом, игрой.
  4. Исследовательский характер познания.

Ведущий принцип всех технологий – учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов.

В группах создана развивающая среда по ознакомлению детей с правилами безопасности. Имеются настольно-печатные игры, разнообразные дидактические игры, наборы иллюстраций, плакатов, знакомящие дошкольников с правильным и неправильным поведением на улице, дорожными знаками, правилами поведения в транспорте. Педагогами изготовлены макеты дорог с разметкой и знаками, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, эмблемы и значки. Игрушечный транспорт различного функционального назначения, дорожные знаки. В книжных уголках размещена детская художественная литература соответствующей тематики, номера телефонов служб.

Имеются информационные стенды для родителей в каждой группе и в холле образовательного учреждения.

На территории детского сада расположен автогородок, который имеет: проезжую часть для движения транспорта, обозначенную дорожной разметкой; регулируемый пешеходный переход «зебра» и 2 нерегулируемых пешеходных перехода; 29 дорожных знаков; установлено 4 автоматических светофора (автомобильные и пешеходные); пост ДПС – место регулировщика; автосервис; кафе; супермаркет; электрические автомашины; велосипеды. Технические средства: DVD, мультимедиа, ноутбук, фильмоскоп, телевизор.

Руководствуясь Концепцией-2020 развития России от 21.07.2016г. о повышении качества образования, в ДОУ внедряется использование информационных и телекоммуникационных технологий с использованием для познавательной и творческой активности и возможности индивидуализации детей следующие технические средства: мультимедиа, ноутбук, телевизор, фильмоскоп, DVD. Информация на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес, надолго привлекает внимание ребенка, обладает стимулом познавательной активности детей.

Компьютерные презентации построены с учетом возрастных особенностей дошкольников, в нее включаем занимательные вопросы, анимационные картинки, игры.

Цикл презентаций:

  • дорожные знаки
  • виды транспортных средств
  • назначение дорожных знаков, их группы
  • дидактические игры
  • ребусы

Грамотно подобранные презентации помогают отследить уровень знаний детей и планировать дальнейшую работу индивидуальную и групповую.

С использованием мультимедиа проводятся ситуации общения «Как переходить улицу», «Найди такой же знак», «Как правильно перейти проезжую часть дороги», обсуждение ситуаций «Если случилась авария», «Грамотный пешеход», просмотр мультфильма «Улица Сезам».

Для педагогов создана система непрерывной профессиональной подготовки в области ИКТ на базе ТРЦ, дистанционное образование -58% педагогов, дистанционные конкурсы различного уровня – 84% педагогов.

Использование ИКТ это не только будущее, это уже настоящее.

Информация по правилам дорожного движения размещается на сайтах:

  1. МБДОУ «Детский сад № 15» http://dou38.ru/zima15/index.php?option=com_content&view=article&id=112&Itemid=58
  2. http://www.maam.ru
  3. http://www.kinderprintables.com/ (игры, загадки, дидактические материалы)

Создание образовательной среды отвечает современным требованиям. Педагоги, родители, воспитанники стараются грамотно смоделировать и сконструировать ее. Совместно создают тематические уголки безопасности, куда входят тематические плакаты, материалы для изготовления атрибутов для сюжетно-ролевых игр, модель светофора, макеты улиц, совместно изготовленные, настольно-печатные, компьютерные игры.

Для развития сюжетно-ролевых игр выставляются выносные макеты (детский сад, клуб «Горизонт», виадук, магазины, проезжая часть с разделительной полосой, пешеходный переход), используются атрибуты (форма сотрудников ГИБДД, оборудование), чтобы вызвать у ребенка интерес к данной проблеме, формировать у него самостоятельность, ответственность и прочность усвоенного материала. В игровой деятельности используется принцип гендерного воспитания: созданы уголки для мальчиков и девочек. Мальчики предпочитают больше двигательные игрушки, девочки – коляски, кукол. Соответственно данному оборудованию организуются игры.

Для устойчивого интереса используются пособия (разнообразные плакаты – «Дорожная азбука», «Главный друг Светофор» и др.). С удовольствием дети пополняют среду детскими рисунками «Помоги себе сам», «Улицы нашего города», «Знакомство с транспортом», «Здравствуй, город мой родной», «Дорога будущего» и др., все вместе участвуют в выставке семейных рисунков «Добрая дорога детства». Родители дома с детьми изготавливают бумажные макеты разных видов транспорта, зданий, дорожных знаков для обновления игрового макета «Улицы города». Участвуют в пошиве костюмов регулировщика, сотрудников ГИБДД.

Все пособия доступны для детей, открыты для организации различных сюжетно-ролевых игр, привлекательны, разнообразны. Дети с удовольствием организовываются в подгруппы, при этом прослеживается и выявляется степень развития способностей детей. Во время игр дети доброжелательны, редко наблюдаются конфликтные ситуации, где воспитателям приходится оказывать помощь, принимать непосредственное участие, активизировать всех детей, особенно замкнутых и нерешительных.

Особо любят дети игры на территории детского сада. Самостоятельно оборудуют  стоянку для детского транспорта (самокаты, велосипеды, педальные машины).

Деятельность ребенка в условиях обогащенной среды позволяет проявлять любознательность, пытливость, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. Ребенок сам реализует свое право на свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей, стремится к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию. В таком подходе к организации детской деятельности заложен механизм саморазвития, самореализации растущего человека, как личности.

При оформлении пояснительной записки творческой группой учитывалось содержание п.1 ст. 64 закона № 273-ФЗ о формировании общей культуры личности, развитии физических, интеллектуальных и личностных качеств, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста. Поэтому ООП ДОУ № 15 должна обеспечивать развитие личности детей в различных видах общения и деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Цель: Создание эмоционально-комфортной образовательной среды, обеспечивающей становление ребенка с особенностями развития.

Данная группа детей успешно интегрируется в социум, реализуя свои возможности наравне со всеми. Активно принимает участие в организации всех сюжетно-ролевых игр, в преобразовании для игр предметной среды. Педагоги стимулируют двигательную, сенсорную активность детей, способствуют формированию активной жизненной позиции и чувства ответственности за свои действия и поступки во время проведения игр, мероприятий. Но, тем не менее, педагоги, родители и специалисты помогают индивидуально создать условия каждому ребенку быть субъектом собственной жизнедеятельности.

  • Муниципальный конкурс:
    • «Мы с дорогою друзья» - грамоты за I и II место
    • «Грамотный пешеход» - грамота за участие
    • «Зелёный огонёк» - грамоты за I и II место
    • «Знатоки дорожных правил» - грамота за участие
    • «Безопасность. Дорога. Дети» - I место
  • Областной конкурс:
    • «Безопасность. Дорога. Дети» - I место
  • Общероссийский конкурс:
    • «Изучаем ПДД», разработка мероприятия – диплом III степени
    • «Классный час: Мы знаем правила дорожного движения!» - диплом II степени
  • Статья в газету: «Зиминские дети изучают правила дорожного движения»
  • Выступление на телевидении: Открытая студия «Проблема детского дорожно-транспортного травматизма»
  • Выступление заведующего на форуме- 2014 «Управленческий аспект позитивной социализации дошкольников»
  • Городские методические объединения:
    • Открытый показ занятия «В стране дорожных знаков»
    • Открытый показ занятия «Путешествие в страну дорожных знаков»
    • Региональный семинар – показ занятия «В стране Светофории»
  • Выставка-презентация пособий по ПДД

Фотогалерея

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас 102 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.