Развитие восприятия, внимания, памяти,  мышления и речи у детей 4-5 лет

ВОСПРИЯТИЕ

Восприятие является одной из основных функций у детей раннего возраста, именно с его помощью происходит накопление знаний о себе и окружающем мире. Очень важно, чтобы ребенок мог различать цвета, форму предметов, величины, мог ориентироваться в пространстве.

• РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР •

Взрослый с ребенком вспоминает названия основных цветов того, что их окружает. Взрослый говорит ребенку:

«Посмотри, пожалуйста, какого цвета небо?

Верно, голубое. А теперь посмотри вокруг и найди еще что-нибудь такого же голубого цвета, как небо. Подойди и коснись этого предмета рукой».

В качестве усложнения вы можете предлагать ребенку коснуться одной рукой чего-нибудь красного, а другой – синего, постепенно увеличивая количество цветов до пяти.

Акустическое (слуховое) восприятие

С самого рождения ребенка окружает множество звуков, но они воспринимаются им неосознанно. Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека, поскольку без нее невозможно освоение речи.

• КТО ЧТО УСЛЫШИТ •

Понадобятся предметы, издающие различные звуки, например, колокольчик, молоточек, детская дудочка – все что угодно, вы можете подбирать эти предметы по категориям: музыкальные инструменты, предметы из бумаги и т. д. Взрослый говорит ребенку:

«Давай вместе послушаем, какие звуки издают предметы, которые я тут приготовила. А теперь я спрячу их за спину и пошумлю ими. Да, вот так. А ты попробуй угадать, что это был за предмет».

Более сложный вариант игры для детей постарше

понадобится только газетный лист. Взрослый говорит ребенку:

«Послушай, какие интересные звуки может издавать газета – если я оторву от нее кусочек, если я ее полистаю, если я скомкаю страницу, если я ее подброшу вверх. А теперь держи точно такую же газету и закрывай глазки. Я буду издавать разные звуки своей газетой, твоя задача – с закрытыми глазками угадать, что я делаю, и повторить это действие со своей газетой. Тебе все понятно? Тогда начали».

• Я ЗДЕСЬ •

Игра направлена на развитие умения ориентироваться в пространстве, быстро сосредоточиваться и находить источник звука.

Взрослый говорит ребенку:

«Сейчас я завяжу тебе глазки, не пугайся, потом я тихо-тихо отойду от тебя в сторону (начинайте с меньших расстояний, постепенно увеличивая их до 3 метров).

А теперь я громко скажу: «Я здесь», и тебе просто нужно рукой показать, откуда донеслись мои слова».

Если вы играете в компании других детей, тогда можно попросить водящего (ребенка с закрытыми глазами) по звуку голоса угадать, кто именно из участвующих детей отошел в сторону.

Восприятие собственного тела

С раннего детства дети чрезвычайно много узнают о своем теле. Ребята учатся распознавать и называть различные части тела, учатся управлять ими. Совокупные знания об отдельных частях тела называются «образ собственного тела». С помощью игр мы можем сформировать у ребенка положительный образ собственного тела. Это поможет ему чувствовать себя более уверенно, так как представление о собственном теле очень тесно связано с самоуважением.

Несколько этих игр помогут ребенку выучить и запомнить название всех частей тела и ориентироваться в пространстве..

 ПРАВО-ЛЕВО

- Достань правой рукой левое ухо, а левой рукой нос. На счет раз-два меняем руки.

- Правой рукой рисуем круг, а левой квадрат. А теперь одновременно. Смотрим на друг друга, смеемся, ведь сами мы смотримся также.

• ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК •

«Подержи в руках эти небольшие игрушки, которые я для тебя приготовил (это может быть все что угодно, желательно сделанное из различных материалов и разное на ощупь), пощупай их как следует, запомни, какие они. Теперь я их спрячу в этот маленький непрозрачный мешочек. Тебе нужно будет опустить руку в мешок и, не подсматривая, угадать на ощупь, какой предмет ты вытаскиваешь».

• ЛАСКОВАЯ СПИНКА •

Кладете ребенка на животик. Если позволяет окружающая обстановка, оголяете ему спинку. Взрослый говорит:

«Сейчас я попробую на твоей спинке нарисовать рисунок, а ты угадаешь, что это».

Чем младше ребенок, тем проще должны быть рисунки: дорожка, точечка, простейшие геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Если у ребенка это вызовет трудности, нарисуйте то же изображение у него на ладошке, и чтобы малыш обязательно это видел.

ВНИМАНИЕ

Очень часто родители жалуются, что их ребенок невнимателен, неусидчив. В силу возраста дети не могут еще долго сосредоточится, высидить на одном месте. Но развивать этот познавательный процесс также необходимо.

НАЙДИ ОТЛИЧИЯ

Две картинки. Найди отличия.

 ДА И НЕТ НЕ ГОВОРИТЬ

Слова «да» и «нет» при ответе на вопросы говорить нельзя.

  • Соль сладкая?
  • Птицы летают?
  • Тебе 4 года?
  • Снег белый?
  • Гуси мяукают?
  • Сейчас зима?
  • Мячик квадратный?

ПОВТОРИ ДВИЖЕНИЕ

  • На слово «небо» - руки вверх
  • «вода» - руки перед собой
  • «земля» - вниз
  • «огонь» - круговые движения.

Усложнить игру можно тем, что показывать движения ребенку неверные, а он должен показать правильно, услышав команду.

ПАМЯТЬ

Родители часто недоумевают, почему их малыш с трудом разучивает стишок, который задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и может повторять их бесконечно? От чего зависят способности к запоминанию? И самое главное, можно ли развить память ребенка в раннем возрасте?

Конечно, можно. Это очень важно для детей и в повседневной жизни, и в учебе. Развитие памяти – предпосылка к успешному и разностороннему познанию мира, усвоению новой информации. Чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребенка. Как развивать память у ребенка?

  • Чтение книг,
  • заучивание стихов,
  • разгадывание загадок,
  • головоломок, ребусов – все это, помимо общего развития, прекрасно развивает память.

Особое внимание стоит обратить на то, что при чтении дети обычно следят за сюжетом, пропуская подробности и описание персонажей, явлений, поэтому читать им одну и ту же сказку, стишок, рассказ придется неоднократно. Затем можно задавать вопросы о прочитанном:

  • что происходило в сказке?
  • кто что делал?
  • как выглядел?
  • что плохо, что хорошо? и т. д.

Важно, чтобы ребенок рассказывал об описываемых событиях последовательно и логично.

Для успешного развития памяти малыша родителям будет полезно знать некоторые «секреты памяти» – определенные закономерности, помогающие в запоминании материала.

1. Новые знания должны иметь значение для ребенка. Чем больше они соприкасаются с его интересами, увлечениями, тем легче ему будет их запомнить.

2. Информация должна быть интересной для ребенка. Все, что вызывает подлинный интерес, запоминается легко и прочно. Вы наверняка встречали ребят, которые увлекаются динозаврами и могут без труда назвать различные их виды (хотя названия некоторых из них иногда не то что запомнить – произнести затруднительно), но никак не могут запомнить авторов литературных произведений. Необходимо стараться искать различные пути для пробуждения интереса ребенка к изучаемой информации. Если ребенку интересен урок, он запомнит его содержание лучше, чем тогда, когда слушает его для «галочки».

3. Память в первую очередь реагирует на яркие впечатления. Постарайтесь помочь ребенку представить заучиваемую информацию таким образом, чтобы она стала яркой и необычной, тогда он усвоит ее с большей вероятностью и меньшими усилиями.

4. Заучиваемый материал должен быть понятен ребенку. Непонятная информация обычно не вызывает интереса. А понятная, наоборот, запоминается быстрее и прочнее, так как ассоциируется с уже усвоенными ранее знаниями.

5. Середина материала запоминается хуже, чем начало и конец. Середина материала требует большего числа повторений, большего понимания и внимания.

6. Память нужно «кормить» полезной для нее пищей. Во-первых, надо стараться кормить ребенка понемногу, но часто, чтобы поддерживать стабильный уровень сахара в крови: это важно для оптимальной работы мозга. Врачи рекомендуют отдавать предпочтение следующей пище: цельнозерновым продуктам, орехам, семечкам, сыру, жирным сортам рыбы, бобовым, гречневой крупе, фруктам и овощам. В них высока концентрация полезных веществ и витаминов, которые необходимы для мозга и его кровоснабжения. Очень полезны некоторые виды растительных масел: оливковое, соевое, подсолнечное, арахисовое. А вот «быстрые сахара», содержащиеся в сахаре, конфетах, пирожных, плохо усваиваются организмом и могут вызвать ухудшение памяти.

Во-вторых, не стоит забывать о физической нагрузке, спорте и прогулках на свежем воздухе. Ежедневные полчаса интенсивной физической зарядки улучшают кровоснабжение мозга более чем на 24 часа и помогают крепко спать. Прерывистый сон и недосыпание способствуют забывчивости (Сунцова А. В., Курдюкова С. В.).

ЗАПОМНИ КАРТИНКИ (рисунок с картинками)

• НАЙДИ ТАЙНИК •

Возраст детей: от 1,5 года.

Инструкция и ход игры: взрослый показывает ребенку 4-5 хорошо знакомых ему мест в комнате. Затем ребенок уходит в другую комнату, а взрослый прячет игрушку в одном из этих мест. После этого взрослый зовет ребенка и говорит:

«Зайка-озорник (или любая другая игрушка) спрятался в тайник.

Ну-ка прибеги, зайку отыщи!»

Если ребенок не помнит все показанные ему места, можно на первых порах подсказать ему, поискать игрушку вместе. Если ребенок хорошо справляется с задачей, количество «тайников» можно увеличивать.

• ФОТОГРАФИЯ, ИЛИ ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ? •

Взрослый расставляет перед ребенком на столе или ковре 5-6 игрушек и просит ребенка внимательно посмотреть на игрушки, «сфотографировать» их. После этого взрослый незаметно убирает одну из игрушек и говорит:

«Злой волшебник сделал невидимкой одного из героев на твоей фотографии. Если ты вспомнишь этого героя, твоя фотография будет расколдована».

Если ребенок успешно справляется с данным количеством игрушек, их число можно постепенно увеличивать.

Можете поменять местами игрушки, чтобы ребенок нашел каждой свое место.

• ЗА ПОКУПКАМИ •

Взрослый говорит ребенку:

«Представь себе, что ты идешь в магазин. Сейчас я назову тебе список товаров, которые ты должен купить. Смотри ничего не забудь!»

Взрослый называет ребенку от 3 до 8 наименований товаров в зависимости от возраста. Когда ребенок «возвращается из магазина», он перечисляет все свои «покупки».

Также это упражнение можно выполнять в повседневной жизни. Например, говорим ребенку: «Катя, напомни мне, пожалуйста, в магазине, что нам нужно купить хлеб, печенье, чай, бананы… »

Также в повседневной жизни просите ребенка время от времени, закрыв глаза, угадывать на ощупь принесенный вами предмет (тактильная память), на вкус угадывать приготовленное блюдо, по звуку (шум, треск, звон и т. д.) определять знакомый ему источник.

Такие маленькие загадки помогут в полной мере развить не только память, но и сенсорную сферу малыша.

МЫШЛЕНИЕ

Развитие мышления ребенка-дошкольника неразрывно связано с развитием его речи, с обучением его родному языку. В развитии мышления большую роль играют, как  наглядности, так и словесные указания и объяснения родителей и воспитателей.

• ЧТО ЛИШНЕЕ? •

Ребенку предлагается исключить лишний предмет (картинку, понятие) из предлагаемого ряда. Сначала для игры можно использовать различные игрушки. Количество варьируется в зависимости от успехов ребенка (от 3 и более). Затем можно перейти к реальным предметам, находящимся в поле зрения ребенка (например, предметы мебели, посуда). Далее ребенок воспринимает предлагаемый ряд на слух.

В этой игре важно, чтобы ребенок аргументировал свой выбор, даже если он это сделает на основании несущественных признаков.

Апельсин, яблоко, помидор, груша

Собака, кошка, корова, лиса.

• УГАДАЙ-КА! •

Взрослый загадывает определенное слово, предмет, который находится в комнате, а ребенок пытается его отгадать, задавая взрослому вопросы, на которые можно отвечать «да» или «нет».

Также можно описывать предмет только прилагательными:

  • Твердый, зеленый, хрустящий – огурец
  • Сладкий, красный, вкусный – помидор, яблоко
  • Маленький, пушистый - котенок
  • Яркое, желтое - солнце

• КТО (ЧТО) КЕМ (ЧЕМ) БУДЕТ? •

Кем будет яйцо? (Может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.)

– цыпленок – петухом;
– мальчик – мужчиной;
– теленок – коровой или быком;
– бумага – книгой;
– снег – водой;
– вода – льдом;
– семечка – цветком;
– мука – блинчиками;

• ЧЕМ ПОХОЖИ ПРЕДМЕТЫ? •

Ребенку предлагаются два понятия (предмета). Нужно найти и назвать их общие черты. Для зрительной опоры можно использовать картинки.

Например: «Что общего между столом и карандашом? Они оба деревянные, оба сделаны человеком, оба неживые, оба находятся в этой комнате».

Аналогично можно построить игру с нахождением отличий.

• А НАОБОРОТ? •

Назвать противоположное.
большой мяч - маленький,
веселый мальчик - грустный,
в сказке добрая фея – злая баба-яга,
широкая река – узкий ручей,
высокий,
здоровый,
старый,
сухой,
громкий,
умный,
толстый,
холодный,
твердый,
первый.

ЗАДАЧИ НА СРАВНЕНИЕ

  • Два стакана с одинаковым количеством воды.

Затем из одного стакана переливаем воду в чашку. Где воды  больше?

  • Два одинаковых пластилиновых шарика

Из одного делаем лепешку, где пластилина больше?

Разделяем один на маленькие кусочки. Где больше?

Также хорошо использовать разрезные картинки, пазлы, мозаики, конструктор, пластилин, краски (рисунки пальчиками).

РЕЧЬ

Развитие речи – процесс непрерывный, который начинается еще с младенчества (доязыковой период) и продолжается на всем протяжении детства.

У ребенка в этом возрасте очень активно развивается речь. Все, что вы с ним делаете, старайтесь проговаривать, объяснять и давайте возможность говорить самому, слушайте его, выстраивайте диалог. Пусть и на «птичьем» языке, но ему очень важно высказаться и быть услышанным.

Развивать его речь поможет:

  • артикуляционная гимнастика,
  • пальчиковые игры,
  • потешки,
  • можно даже покривляться с ним перед зеркалом
  • поиграть в кошечку и вылизать тарелку языком.

Уверены, что вашему чаду это придется по вкусу.

Игры, развивающие силу голоса и темп речи

Голосовой аппарат малыша еще недостаточно окреп. Ребенок не всегда может правильно им пользоваться, часто говорит тихо, шепотом или, наоборот, крикливо. Поэтому для развития голоса необходимо проводить игры, в которых одни и те же звуки или слова надо произносить с различной громкостью.

• ГРОМКО-ТИХО •

Приготовьте большую и маленькую собачку или другие игрушки.

Взрослый показывает двух собачек и говорит:

«Большая собачка лает громко: «Ав-ав».

Как лает большая собачка? (Ребенок повторяет громко.)

А маленькая собачка лает тихо: «Ав-ав».

Как лает маленькая собачка? (Ребенок повторяет тихо.)»

Кошка, пчела…

Игры, развивающие речевое дыхание

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Для того чтобы научиться выговаривать многие звуки, ребенок должен делать достаточно сильный вдох через рот.

• ОДУВАНЧИК •

Игра проводится на улице. Взрослый предлагает ребенку сорвать отцветший одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели все пушинки. Ребенок может сделать это, дунув на цветок 3-4 раза. Важно следить за правильностью выдоха. Используйте художественное слово.

Одуванчик, до чего ж

Ты на облачко похож.

Страшно даже и взглянуть:

Как бы облачко не сдуть.

(Г. Виеру)

• ЛИСТОПАД •

Заранее приготовьте вырезанные из тонкой бумаги желтые и красные листья. Взрослый объясняет ребенку, что осенью с деревьев опадают листья. Это явление называется листопад. Предлагает устроить листопад дома. Ребенок дует на листочки так, чтобы они полетели. Упражнение повторяется 2-3 раза.

• ЧЬЯ ПТИЧКА ДАЛЬШЕ УЛЕТИТ? •

Возьмите фигурки птиц, вырезанные из тонкой бумаги и ярко окрашенные. Двух птичек посадите на стол у самого края на расстоянии 30 см друг от друга. Малыши садятся напротив птичек. По сигналу «Птички полетели!» дети начинают дуть на фигурки птиц. Важно следить за тем, чтобы дети не надували щеки, когда дуют на птичек, они не должны сильно напрягаться.

ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК

• КОРАБЛИК •

Возьмите таз с водой и бумажные кораблики. Таз с водой должен стоять так, чтобы ребенку было удобно дуть на кораблик. Взрослый объясняет, что для того, чтобы кораблик двигался, на него нужно дуть плавно и длительно. Действия ребенка можно сопровождать стихами.

Игры, способствующие развитию понимаемой речи

Необходимо учить детей понимать рассказы взрослого о вещах и событиях, связанных с их личным опытом, не сопровождаемые показом предметов, картинок, действий. Например, рассказать и вовлечь в процесс рассказывания самих детей о том, что они видели, когда гуляли (собаку, птичку, машину).

• ПОРУЧЕНИЯ •

Взрослый просит ребенка выполнить несложную инструкцию. Например: «Уложи куклу спать», «Покачай мишку», «Брось мяч в корзину», «Принеси кружку», «Поставь книгу на полку» и т. д. Если малыш не справляется, то взрослый помогает ему, по ходу игры комментируя свои действия и действия ребенка. После каждого поручения взрослый задает вопрос: «Что ты сделал?»

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

(Размять каждый пальчик)

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому:

Указательный и средний,

Безымянный и последний,

Вместе пальчики друзья

Друг без друга им нельзя!

НАЗОВИ ЛАСКОВО

Дом – домик – домишко

Лист – листок – листик – листочек

Лес – лесок – лесочек

Гриб – грибок – грибочек

Кот – котик – котеночек.

 ПОКАЖИ СТИХОТВОРЕНИЕ

Кран откройся,

Нос умойся,

Мойся сразу оба глаза,

Мойтесь уши,

Мойся шейка,

Мойся шейка хорошенько.

Мойся, мойся,

Обливайся,

Грязь смывайся,

Грязь смывайся.

Фотогалерея

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас 93 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.