Школа молодого воспитателя

Цель: Формирование и развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

Задачи:

1. Развить представление о сущности конфликтов, понимание естественности их возникновения в повседневной жизни;

2. Способствовать овладению знаниями и навыками, необходимыми для эффективного разрешения проблем межличностного взаимодействия;

3. Отработать стратегии решения повседневных конфликтов.

I. Разминка

Сядьте в парах с сидящим рядом. Возьмите за края чистый лист бумаги и попытайтесь за 1 минуту убедить друг друга, что данный лист нужнее каждому из вас (нужен именно вам). Это был пример простого конфликта. Итак, что же такое конфликт?

Мозговой штурм «Что такое конфликт?» (работа на листах) - ассоциативный ряд. Педагогам предлагается написать несколько ассоциаций на слово конфликт. Далее зачитываются слова.

Конфликт – это столкновение интересов, противостояние, стремление приобрести ценности за счёт ущемления интересов других.

Конфликт является неотъемлемой частью нашей жизни. При своей негативной окраске (большие эмоциональные затраты, ухудшение здоровья, снижение работоспособности), конфликты выполняют и позитивную функцию (способствует получению новой информации, разрядке напряжённости, стимулирует позитивные изменения, помогает прояснить отношения).

II. Основная часть

Давайте сейчас попробуем в этом разобраться.

1. Упражнение «Яблоко и червячок»

Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное наливное яблоко, которое живописно висит на ветке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!». Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ. Озвучиваются ответы педагогов.

Люди по-разному решают конфликты. Даже на примере упражнения «Яблоко и червячок» мы убедились в этом.

Существуют способы разрешения конфликтов.

Уход, избегание: уклонение от конфликта, стремление выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее.

Приспособление: изменение своей позиции, сглаживание противоречий, отказ от своих интересов.

Конкуренция, соперничество: (силовое решение, борьба) открытая борьба, отстаивание своей позиции, стремление доказать, что другой не прав, применение физического насилия, шантаж.

Компромисс: урегулирование разногласий через взаимные уступки. Предмет спора делится поровну, либо подбираются равнозначные по ценности два предмета.

Сотрудничество: замена предмета спора на такие, которые удовлетворяют обе стороны.

Как же мы разрешаем конфликт? Давайте узнаем из результатов диагностики. Анализ результатов (педагогам до мероприятия предлагалось ответить на вопросы теста).

Наиболее эффективными способами выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.

Существует формула мудрого поведения в конфликте. (ОПРСТ)

О - открытость ума.

П - положительное отношение.

Р - рациональное мышление.

С - сотрудничество.

Т - терпимость к людям.

А теперь, когда вам известны способы выхода из конфликтной ситуации, проанализируйте свои ответы из упражнения «Яблоко и червячок». Какая вами применялась стратегия в этом упражнении?

Примеры ответов и стиль поведения в конфликте:

Конкуренция, соперничество: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!»

Избегание, уход: «Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!»

Компромисс: «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!»

Приспособление: «Такая, видимо, у меня доля тяжкая!»

Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!»

Упражнение «Чему научились?»

Анализируются настоящие конфликтные ситуации.

Ситуации для решения:

  1. Ребенок жалуется на другого ребенка «Он меня ударил!»
  2. Саша при построении на занятие заявил Кириллу: «Я первый!» Кирилл отвечает: «Я тоже хочу»!
  3. Арина отобрала игрушку у Ксюши с криком: «Это мое!»

Конфликты с родителями.

Очень часто в работе педагога конфликты происходят с родителями воспитанников. Как поступить в той или иной ситуации, давайте попробуем разобраться.

Деловая игра «Конфликтные ситуации».

Предлагается  ряд наиболее типичных ситуаций из педагогической практики.

Все участники делятся на 3 группы. Каждая группа получает задание: найти выход из конфликтной ситуации.

Ситуации представлены таким образом: сначала предлагается ситуация, затем описываются действия воспитателя в данной ситуации, в конце дается комментарий психолога.

1. Воспитатель обращается к маме Димы с рассказом о том, что дети нового узнали на занятиях и с предложением закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко отвечает, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя – он «за это деньги получает».

Комментарий психолога: Конечно, очень хорошо, когда родители и воспитатели действуют в одном направлении с целью развития ребенка. Но бывают семьи, где родители, по разным причинам, не хотят (или не могут) заниматься с ребенком сами.

Данный конфликт невозможно решить путем сотрудничества, ведь заставить маму заниматься с ребенком невозможно. В данном случае лучше уклониться от конфликта, это поможет сохранить достоинство воспитателя, как профессионала. Очень важно не поддерживать навязываемый Вам резкий тон общения. Лучше попытаться косвенно побудить маму к занятиям с ребенком. Можно подготовить стенд или ширму об организации занятий и игр дома, где размещать рекомендации по темам, конкретные игры, задания.

2. Таню родители приводят в группу всегда с опозданием, из-за чего Таня постоянно пропускает утренние индивидуальные занятия, игры, зарядку. На утверждения воспитателя о необходимости соблюдения режима дня детского сада отвечают, что имеют право приводить своего ребенка тогда, когда им это удобно.

Комментарий психолога: Возможно, воспитателю на следующем родительском собрании нужно сделать яркую презентацию утренних занятий с детьми. Эффективно использовать видеофрагменты, фотографии, сделать любимую детьми зарядку вместе с родителями. Важно подчеркнуть результаты утренних индивидуальных занятий с детьми.

В общении с родителями в такой ситуации важно не использовать обвинительные интонации, это побуждает родителей к психологической защите в виде «нападения». Лучше использовать метод «Я – сообщения», выразив свои чувства. Например: «Мне жалко, что Кати не было утром, ведь у нас была новая, такая веселая зарядка (важное занятие, игра)».

3. Родители очень часто обижаются на воспитателя, что их ребенок не читает на празднике стихи, тогда как другие дети участвуют в двух и более номерах и сценках. Никакие доводы воспитателя о недостаточной готовности ребенка к публичным выступлениям не помогают.

Комментарий психолога: важно сначала похвалить ребенка за участие в празднике, отметить, что у него получилось (например, был находчив и ловок в игре или замечательно пел). И только потом объяснить, что прочитать стихотворение он пока стесняется, страшновато ему одному стоять перед полным залом, но если поддержать малыша, все обязательно получится. При необходимости нужно помочь подобрать стихотворение так, чтобы оно не было сложным. Объяснить родителям, что создав для ребенка ситуацию успеха, мы сможем преодолеть временные трудности.

Притча «Лабиринт»

Однажды учитель привёл своего ученика в парк с лабиринтом и велел ему отыскать выход. Ученик плутал в лабиринте целый день и всю ночь, не смог найти выход, отчаялся и усталый заснул. Утром его нашёл учитель, разбудил и велел идти за ним. Выйдя из лабиринта, они забрались на гору, на самую вершину. Там лабиринт был виден как на ладони.

- Посмотри вниз! – сказал учитель - Ты можешь отыскать путь, ведущий из лабиринта?

- Это несложно! Нужно только внимательно присмотреться – ответил ученик.

Запомнил ученик дорогу и уверенно прошёл лабиринт ни разу не заплутав. Урок, который ты получил сегодня, касается одного из главных секретов Искусства Жизни, встретив ученика, сказал учитель. Чем дальше ты отстраняешься от ситуации, чем выше над ней поднимаешься, чем большую поверхность охватывает твой взгляд, тем проще отыскать правильное решение.

Какие выводы можно сделать после нашей дискуссии:

1. Разногласия переходят в конфликт, когда стороны не проявляют гибкость.

2. Конфликты решаются мирно, когда стороны готовы пойти на уступки.

3. Часто бывает трудно найти устраивающее всех решение, но это единственный путь разрешения конфликта.


Список использованной литературы:

1. ИстратоваО. Н., ЭксакустоТ. В. Большая книгу подросткового психолога Издание 2-е Феникс 2008 г.

2. Лаврова Н. М., Лавров В. В. ,Лавров Н. В. Медиация: принятие ответственных решений, Москва 2013г.

3. Петровский А. В., М. Г. Ярошевский Психология, Словарь, Москва 1990г.

Фотогалерея

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас 110 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.