Актуальность
В последние годы в системе воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребёнка, но при этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. При решении этих проблем одним из наиболее популярных методов психологической помощи детям является песочная терапия. Эта необычная методика была изобретена К. Юнгом, а затем распространена психологом М. Левенфельдом. Благодаря этому относительно новому методу, у ребенка развивается способность к самовыражению и творческому восприятию мира. В сочетании с пальчиковой гимнастикой, драматизацией и мимическими этюдами, занятие позволяет гармонизировать эмоциональное состояние ребенка, развивать все познавательные процессы и сенсомоторные навыки.
Реализация данного проекта направлена на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, мелкой моторики рук, что способствует развитию связной речи, словаря, восприятия, мышления, фантазии, сенсорных способностей, на получение новых знаний при помощи инновационных технологий, а именно игр с кинетическим песком. Проект раскрывает формы работы с детьми, их родителями и особенности ее организации, а также психолого-педагогические условия обучения и воспитания дошкольников, соблюдение которых способствует успешной реализации педагогического проекта в рамках ДОУ. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Паспорт проекта
Полное наименование проекта |
«Волшебство Песочной страны» |
Автор проекта |
Педагог-психолог Спасибко Наталия Николаевна |
Вид проекта |
Экспериментально – исследовательский, обучающий |
Продолжительность проекта |
Долгосрочный |
Объект исследования |
Песок и его возможности для обучения и развития детей в ДОУ |
Участники проекта
|
Дети 3-5 лет, родители (законные представители), педагоги. |
Цель |
Развитие познавательных, творческих способностей и коммуникативных навыков ребёнка, его эмоционально-волевой сферы. |
Задачи |
Образовательные: •формировать навыки экспериментирования с песком; •обогащать тактильный опыт у воспитанников; • обогащать и активизировать словарь детей. Развивающие: •развивать у детей познавательный интерес, мелкую моторику рук, воображение, фантазию; •развивать чувство доверия к другим детям; •способствовать снятию напряжения, расслаблению. Воспитательные: •воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе; •формировать навык сотрудничества детей и педагога; •повысить интерес детей к развивающим занятиям с помощью песочной терапии. |
Формы реализации проекта |
С детьми:
С родителями и педагогами:
|
Материально-техническая база:
|
Оборудование для песочной терапии (деревянный ящик, наполненный песком, индивидуальные ящики для подгрупповой работы, мелкие игрушки, камешки, веточки, шишки и т. д.). Методическая разработка серии конспектов занятий. |
Предварительная работа |
С детьми:
С родителями:
С педагогами:
|
Этапы реализации проекта |
|
Ожидаемый результат |
Для детей:
Для родителей:
Для педагогов:
|
Этапы проекта
I этап Подготовительный
|
|
Ожидаемые результаты по I этапу |
|
II этап Основной
|
|
Ожидаемые результаты по II этапу |
|
III этап Заключительный |
|
Ожидаемые результаты по III этапу |
|
Мероприятия в рамках проекта
Мероприятие |
Цель |
Сроки проведения |
С детьми: |
||
Педагогическое обследование детей (оценка индивидуального развития детей с помощью игр с песком). |
Определение актуальности проекта и обследования первоначальных знаний, навыков и умении детей в работе с кинетическим песком. |
Январь |
Развитие речи, знакомство с художественной литературой (чтение сказок, стихов о песке), обсуждение прочитанного |
Развитие речи |
В течении проекта |
Цикл занятий «Песочная страна» |
Коррекция и развитие познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы |
Еженедельно |
Открытое занятие «Путешествие в Песочную страну» |
Демонстрация полученных знаний |
Февраль |
Эксперименты с песком |
Развитие познавательной деятельности |
В течении проекта |
Изготовление картин для выставки |
Закрепление навыков работы с песком |
Май |
С родителями, педагогами: |
||
Подборка методической литературы для работы с песком. |
Вовлечение родителей, педагогов в совместную работу над проектом. |
В течении проекта |
Оформление папки-передвижки для родителей, педагогов: размещение рекомендаций, буклетов и консультаций по данной теме. |
Информирование родителей, педагогов о песке и способах работы с ним. |
В течении проекта |
Беседа о пользе песочной терапии, знакомство с техникой работы с песком |
Информирование родителей, педагогов |
Март |
Организация игр с песком для родителей и детей
|
Развивать интерес к совместной деятельности детей и родителей; обучение навыкам общения и способам взаимодействия |
Апрель |
Разработка методических рекомендаций, упражнений, картотеки игр с песком |
Обогащение родительского и педагогического опыта в воспитании детей |
Март-апрель |
Фотовыставка «Картины из песка»
|
Демонстрация результатов работы |
Май |
Презентация альбома «Песочная страна» |
Демонстрация результатов работы |
Май |
Учебно-методическое обеспечение
- Баринова Н.М. «Песок-вода-ладошки», журнал «Ребенок в детском саду» № 2, 2010.
- Гаврик А.В., Ратникова Е.В. "Игры на песке" — СПб.: Речь, 2013.
- Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Под редакцией А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. 2015
- Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
- Конаныхина Е.Ю. Волшебство в песочнице. Песочная терапия в работе с детьми . – М.: Генезис, 2016 – 128стр.
- Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. 2012
- Кузуб Н.В., Осипук Э.И. "В гостях у песочной феи. Организация «педагогической песочницы» и игр с песком для детей дошкольного возраста" // Вестник практической психологии образования, 2006. - №1. – C. 66-74.