Управленческая компетенция руководителя в условиях модернизации образования
Дошкольное образование сегодня переживает серьёзные преобразования - как организационные, так и содержательные. Появляются новые образовательные технологии, основанные на сочетании передовых научных идей и инновационной педагогической практики.
Меняются целевые установки, происходят изменения в образовательных системах и методах управления ими. Приходится констатировать, что руководителям образовательных учреждений очень сложно работать в условиях модернизации системы российского образования. Многие проблемы вызваны отсутствием социальной поддержки со стороны государства, низким уровнем подготовки специалистов, отсутствия методического обеспечения и низкой заработной платой педагогов. Управленческий функционал определяет новые ценности, категории и понятия, такие как конкурентоспособность, компетентность, рынок образовательных услуг, самоорганизация и самоуправление. На их основе строятся направления деятельности педагогического коллектива, ориентированные на инновационный путь обеспечения качества дошкольного образования и поиск социальных партнёров в создании оптимальных и эффективных условий развития личности дошкольника.
В значительной степени меняются задачи руководителя, как инициатора, принимающего на себя всю ответственность за функционирование и развитие своего учреждения.
Приоритетной целью моей управленческой деятельности в данное время является совершенствование образовательного пространства учреждения как среды детства, обеспечивающей условия для развития духовности личности, познания и самореализации потребностей, формирование готовности к школьному обучению.
Основными задачами для достижения поставленной цели считаю:
- Обеспечение конкурентоспособности учреждения в условиях рынка образовательных услуг за счет эффективной реализации вариативных форм;
- модернизация управленческой деятельности, связанная с мониторингом состояния образовательной системы, проектированием модели образовательной среды, проектированием стратегии и тактики развития образовательного учреждения, интеграции новых управленческих ценностей (преемственности, компетентности, самообразования);
- стимулирование мотивации педагогического персонала (материальное и моральное) через развитие творчества, создания авторских программ, внедрения инновационных технологий за счет интеграции с социальными партнёрами, участие в конкурсной деятельности;
- Привлечение родителей к сотрудничеству по поддержке индивидуальных траекторий развития детей.
С этой целью грамотно выстраиваю перспективные линии развития, апробируя новые механизмы управленческой деятельности.
Одним из направлений, является развитие инновационных форм дошкольного образования, в том числе групп кратковременного пребывания. Коллектив детского сада активно включился в работу по организации вариативных форм дошкольного образования с неорганизованными детьми. Подготовлена документация для создания на базе детского сада консультативного пункта и адаптационной группы. Для увеличения числа мест была введена в действие дополнительная группа.
В учреждении проводится комплекс мероприятий по укреплению материально-технической базы, заключающийся в использовании доходов от участия в конкурсах, оказания благотворительной помощи родителей.
Большое внимание уделяется обновлению оборудования для хозяйственной деятельности. (Приложение №1).
Ежегодно проводится косметический ремонт в помещениях. Все кабинеты оформлены. Группы пополняются современным игровым оборудованием, информационными стендами, дидактическим материалом, методической литературой. Все базисные компоненты развивающей предметной среды детского сада включают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей, которые обеспечивают возможность организации разнообразных видов детской деятельности по интересам.
В весенне-летний период произведено благоустройство участков: игровые площадки оборудованы малыми формами, построены новые веранды. Несмотря на проводимые мероприятия, финансово-хозяйственная деятельность претерпевает трудности и недофинансирование на содержание учреждения. И при незначительном бюджетном финансировании и привлечением внебюджетных источников позволило не только обеспечить стабильное функционирование детского сада, но и развиваться в существующих сложных финансовых условиях.
Одним из направлений модернизации образования является повышение образовательной политики всех участников образовательного процесса. Структура управления представляет собой совокупность индивидуальных и коллективных субъектов, между которыми распределены полномочия и ответственность и строится на принципах единоначалия и самоуправления. Управляемая система состоит из взаимосвязанных между собой коллективов (Приложение № 2).
В рамках стратегического планирования предусматривается внутренняя координация отношений субъектов управлений. Разработан и утверждён новый Устав, утверждены новые локальные акты.
В результате редактирования данных документов усилена функция управления детским учреждением в пределах компетенции руководителя.
Сегодня в перечень основной документации нашего учреждения входят:
- образовательная программа;
- программа Развития детского сада.
Каждый из документов имеет свою цель.
Образовательная программа разработана на основе общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в соответствии с действующими нормативными актами и является основным внутренним нормативно-управленческим документом, регламентирующим жизнедеятельность детского сада. (Приложение№3).
Для выстраивания целостного воспитательно-образовательного процесса использованы авторские педагогические разработки адаптированных программ:
Следующий годовой план.
Цели и задачи определены на основе анализа результатов педагогической деятельности, потребности родителей, социума и коррекционно-развивающего обучения.
Подробнее хочется остановиться на Программе Развития ДОУ.
Разработанная под моим руководством Программа Развития «Детский сад – территория здоровья», является стратегической основой действий, как руководителя так и педагогического коллектива, выступает в качестве перспективного плана, определяет этапы работы образовательного учреждения в режиме развития.
Содержание программы опирается на актуальный уровень развития детского сада, потенциальной возможности коллектива и руководства, ожидания родителей.
Система управленческих действий заложенных в программу затрагивает всех участников педагогического процесса: детей, педагогов, администрацию, родителей.
В соответствии с обозначенными целями и задачами грамотно выстраивается система развития учреждения, что приводит к поэтапному достижению результатов. На данном этапе развития можно говорить о следующих достижениях целей программы развития:
- повысилось качество оздоровительной работы с детьми, направленные на формирование, сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья детей средствами физкультурно-оздоровительной деятельности (Приложение №4);
- овладение детьми навыками самооздоровления, здорового образа жизни;
- функционирует комната психологической разгрузки (сенсорная комната). Использование сочетаний разных стимулов (света, музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений), оказывает успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее, в систему оздоровления включены: с целью укрепления дыхательной и нервной системы: ароматерапия, фитотерапия; с целью повышения сопротивляемости организма детей к простудным заболеваниям – дыхательные и звуковые упражнения, упражнения на мячах фитболах;
- осуществляется квалифицированное консультирование родителей по вопросам оздоровления образования и актуальным проблемам воспитания и развития детей (групповые родительские собрания, общие родительские собрания детского сада, консультирование специалистов);
- совершенствуется учебно-методическая и материально-техническая база учреждения создана предметно-развивающая среда, способствующая укреплению психофизического здоровья;
- обучение педагогов на курсах повышения квалификации по теме: «Инновационные обучающие программы на основе технологии «БОС – Здоровье».
Таким образом, анализ показал качественный уровень реализации программы «Детский сад – территория здоровья», а также наличие в детском учреждении здоровьесберегающей среды.
В то же время, проблема сохранения здоровья детей остаётся актуальной.
Кадровая политика детского сада опирается на развитие профессиональной компетентности педагогов и личностно-ориентированный подход к детям. В ДОУ складывается своя определенная система работы с кадрами, характер которой зависит от степени сплоченности коллектива, его творческой направленности, профессиональной и личной зрелости каждого. Определен план действий по повышению профессиональной подготовке педагогов. Мониторинг кадрового обеспечения дал возможность проанализировать уровень профессионального мастерства.
Обеспеченность педагогическими кадрами – 100%. Стабильность определяется естественной текучестью кадров, которая составляет 3,8% и способствует обновлению коллектива. (Приложение№5)
По сравнению с прошедшими годами заметно небольшое снижение уровня квалификации за счет перехода педагогов в другие учреждения.
Образовательный уровень педагогов дает рост за счет вновь принятых педагогов с высшим образованием и переподготовку четырех педагогов в Иркутском региональном колледже педагогического образования.
В течение двух лет - 23 педагога прошли курсы повышения квалификации – 88%. 19 педагогов обучались на курсах по ИКТ через семинары территориально-ресурсного центра и дистанционные курсы в «Байкальском государственном университете экономики и права».
Одной из моих главных задач как руководителя, является создание условий для творческой самореализации личности педагога, оказание помощи воспитателям в обретении неповторимой индивидуальности, раскрытии творческого начала каждого педагога, поиске своего стиля деятельности.
Привлекаю педагогов к разработке инновационных проектов.
Так, в рамках городских конференций был представлен опыт работы наших педагогов «Моя родословная», «Социально-личностное развитие старших дошкольников».
Коллектив участвует в городских и всероссийских конкурсах (Приложение № 6).
Проводим систематическую работу по повышению имиджа учреждения. Совместно с кампания ООО «Меридиан» осуществляем работу по ведению сайта нашего учреждения, где постоянно размещается информация для родителей, педагогов и других специалистов. На сайте можно ознакомиться с нормативными документами, летописью детского сада, с мероприятиями, праздниками, получить консультации специалистов. Педагоги учреждения регулярно размещают статьи на электронных порталах «Социальная сеть работников образования» nsportal.ru, образовательный проект Maaam.ru в разделе методическая разработка. Участвуют в телевизионном проекте «Мамина школа». Публикуются в средствах массовой информации.
Важнейшим показателем результативности воспитательно-образовательного процесса и деятельности ДОУ в целом является динамика личностного развития ребёнка, через которую происходит освоение Программы в соответствии с федеральными государственными требованиями. Уровень развития интегративных качеств составляет: 2010-2011 уч. год – 94%, 2011-2012 уч. год – 96% (Приложение№7).
Программа освоена: 2010-2011 уч. год – 94% (30% - высокий уровень, 64% - средний), 2011-2012 уч. год – 95% (48% - высокий уровень, 47% - средний). (Приложение№8).
Большое значение в общей готовности к школе имеет формирование коммуникативной функции речи. В результате углублённой работы в группах комбинированной направленности дети достигли значительных успехов. (Приложение № 9).
Наиболее высокие результаты достигнуты по областям «Художественное творчество», «Музыка». Работы детей постоянно представляются на выставках ДОУ («Здравствуй, осень!», «Мамочка любимая», «Слава армии родной»), в пожарной части, в кинотеатре «Россия», в клубе «Горизонт».
2012 год, декабрь, в конкурсе «Дети и пожарная безопасность Иркутской области» наши воспитанники заняли: I и II место.
Работы этих детей отправлены на областной конкурс.
2012 год, 15 детей приняли участие во Всероссийском конкурсе рисунков «Наполни сердце добротой». Все награждены дипломами участников.
Образовательное учреждение обеспечивает преемственность и непрерывность в образовании, развитии и воспитании детей со средними образовательными школами № 7, 1. Между нами составлен договор о сотрудничестве, составной частью которого является перспективный план взаимодействия, разработана программа «Ступени».
Все дети успешно справились с программными требованиями.
Анализ готовности к школе показал, что мотивационная готовность составляет 96% (из них высокий уровень – 68%, средний – 28%).
Интеллектуальная готовность: 2011 – 93% (высокий уровень – 61%, средний – 32%), 2012 – 96% (высокий уровень – 68%, средний – 28%) (Приложение № 10).
Отслеживая результаты обучения детей в школе, мы поддерживаем связи с учителями начальных классов школы № 1 и № 7, которые отмечают у детей достаточно высокий уровень учебной деятельности. Имеется большой потенциал интеллектуальных и организаторских способностей. Анкетирование учителями школы показало, что дети инициативны, самостоятельные, любят рисовать, читать. Выпускники поддерживают устойчивые контакты с воспитателями, а воспитатели – с учителями школ.
Одним из важнейших направлений в работе детского сада является включение родителей в учебно-воспитательный процесс, как равноправных партнёров. Постоянно осуществляется изучение образовательных запросов родителей, проектируются условия для их удовлетворения.
Наиболее активно используются следующие формы работы: консультативно-рекомендательная, практикумы для родителей, родительские конференции и другие.
Традиционными в детском саду стали выставки совместного творчества детей и родителей. Активно работает родительский комитет. Показатели удовлетворённости родителей работой детского сада составляют 98,7%.
Качество стратегических изменений системы дошкольного образования в целом, и управленческой деятельности руководителя напрямую зависит от осмысления назначения своего учреждения.
Исходя из условий и потребностей дошкольного учреждения и окружающего социума, считаю основными направлениями развития образовательного учреждения в ближайшей перспективе это создание таких управленческих условий, которые позволили бы в полном объёме реализовать социальный заказ, получить качественный педагогический результат деятельности учреждения и заинтересовать педагогический коллектив в повышении своего профессионального уровня.
В качестве базовых ценностей ведущее место отдаю предпочтению мотивации, условиям возникновения и преобразования конфликтов, отношение к различным формам поощрений. На первое место я ставлю людей, своих работников и выбор методов и приёмов управления, направленных на то, как заинтересовать их работой.
Основными принципами управления учреждением считаю следующее: благоприятный психологический климат, учет индивидуальных особенностей и целей, участие в управлении, возможность самоактуализации, помочь человеку «стать выдающимся», «быть выдающимся» и добиваться успешности учреждения за счет работы «выдающихся» сотрудников.
- Приложение 1 Материально-техническое обеспечение
- Приложение 2 Структура управления МБДОУ
- Приложение 3 Модель управления и организация жизнедеятельности учреждения
- Приложение 4 Анализ заболеваемости
- Приложение 5 сравнительная
- Приложение 6 Достижения коллектива (цветное)
- Приложение 7 Сравнительная интегративных качеств
- Приложение 8 Сравнительная образовательного процесса
- Приложение 9 Результат коррекционной работы
- Приложение 10 Итоги мониторинга образовательного процесса
{igallery id="4180" cid="11" pid="1" type="classic" children="1" showmenu="1" tags="" limit="40"}