Система Orphus

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня14
mod_vvisit_counter Вчера61
mod_vvisit_counter На этой неделе256
mod_vvisit_counterНа прошлой неделе662
mod_vvisit_counter В этом месяце1825
mod_vvisit_counter В предыдущем месяце2592
mod_vvisit_counter Все дни208746
Музыкальная страничка

Вся информация размещена с согласия субъектов персональных данных (ПД)

Музыкальный руководитель

высшей категории

МБДОУ «Детский сад №15»

Березовская
Наталья Владимировна

Тренируем слуховое внимание

Обновлено 03.11.2017 14:33
 

Пение вжизни ребенка

Обновлено 19.09.2017 00:22
 

Музыкальные игры

Обновлено 19.09.2017 00:20
 

Картотека подвижных народных игр


«Змейка»

Все дети берут друг друга за руки, образуя живую цепь. Ребенок, стоящий первым, становится ведущим. Он начинает бежать, увлекая за собой всех остальных. На бегу ведущий несколько раз должен резко изменить на­правление движения всей группы: побежать в противо­положную сторону, сделать резкий поворот (под углом 90 ), закрутить цепочку «змейкой», описать круг и т.д.

Правила:

  1. Все дети должны крепко держаться за руки, что­бы «цепочка» не порвалась.
  2. Игроки должны точно повторять все движения ведущего и стараться бежать «след в след».
  3. Хорошо использовать в игре естественные препят­ствия: обегать вокруг деревьев, наклоняться, пробегая под их ветками, сбегать по склонам неглубоких овра­гов. При игре в помещении можно создать «полосу пре­пятствий» из больших кубиков или спортивных пред­метов (обручей, кеглей, гимнастических скамеечек).

Игру можно остановить, если «цепочка» порвалась,
и выбрать нового ведущего

«Салки»

Перед началом игры надо выбрать водящего («сал­ку»). По команде все дети кидаются врассыпную, а во­дящий начинает гоняться за одним из детей. Догнав убегающего ребенка и коснувшись его рукой, водящий произносит: «Я тебя осалил!» Теперь этот ребенок ста­новится водящим и должен «осалить» другого.

Правила:

1. Водящий гоняется только за одним ребенком из группы.

2. Остальные дети, бегая по площадке, следят за сме­ной водящих и должны убегать врассыпную от

 

русская народная игра) нового водящего.

«Кошки-мышки»

выбирают водящего («кошка»). Другие дети — «мышки» — раз­бегаются в разные стороны, а «кошка» пытается дог­нать их. Игрок, которого он коснулся рукой, становится водящим.

Правила:

  1. Водящий гоняется за разными детьми, пытаясь догнать того ребенка, который находится к нему ближе всего.
  2. Если «кошка» хочет догнать какого-то определен­ного ребенка, то он должен сначала громко назвать его по имени.  По условиям игры можно несколько раз менять «цель», т.е. называть другое имя и начинать гоняться за этим ребенком, если он оказался вблизи «пятнашки».

Все игроки должны внимательно следить за сме­
ной водящих и стараться во время игры находиться от них на расстоянии

«Липкие пеньки»

Водящие (их несколько человек одновременно) при­саживаются на корточки, а остальные игроки бегают между ними. Водящие пытаются, неподвижно сидя на корточках, поймать или хотя бы коснуться руками («ветками») пробегающих детей. Если им это уда­лось, то пойманный ребенок становится водящим, и теперь сам должен ловить («приклеивать») веселых бегунов.

Правила:

  1. Нельзя ловить игроков за одежду.
  2. «Пеньки» не должны сходить с места.

 

«Заяц»

Дети становятся кругом, в центре круга — «заяц». Игроки начинают перебрасывать мяч друг другу так, чтобы он задел «зайца». «Заяц» пытается увернуться от мяча. Игрок, сумевший задеть мячом зайчика, ста­новится на его место, и игра продолжается.

«Вестовые»

Перед началом игры дети делятся на две команды и разбиваются в них по парам. В каждой паре один ребенок будет «вестовым», а другой «оленем». В поме­щении или на площадке обозначается место для двух «столбов». Игра проводится в виде эстафеты: каждый вестовой вместе со своим оленем «скачет» к столбу, обегает его вокруг по часовой стрелке два раза и быстро возвращается к своей команде. Там он отдает свою связку тесемок («письмо») следующей паре игроков, и новый «весто­вой» с «оленем» опять пускается в путь.

Выигравшей считается команда, чьи «вестовые» пер­выми вручат «письмо» судье по окончанию пути.

Правила:

  1. «Вестовой» не должен обгонять своего «оленя».
  2. Надо обязательно сделать два круга возле столба
  3. Следующий «вестовой» не имеет права выбегать навстречу игрокам своей команды, возвращающимся с «письмом».

 

«Ворота»

Все дети разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. Они берутся за руки, которые поднима­ют высоко над головой, образуя «ворота». Дети из по­следней пары быстро пробегают под воротами и вста­ют впереди всех, затем бежит следующая пара. Игра заканчивается, когда все дети пробегут под воротами.

Правила:

  1. Дети держат друг друга за руки, пробегая под воротами.
    1. Нельзя задевать «ворота».
    2. Во время игры можно изменять высоту ворот, по­степенно «опуская руки»: это значительно усложнит выполнение задания.

 

«Капканы»

Для этой игры выбирается несколько игроков, кото­рые встают парами, лицом друг к другу - это «капканы». «Капканы» должны быть расставлены по игровому полю равномерно. Остальные дети бегают, свободно пробегая через «капканы», пока они открыты.

Неожиданно «капканы» закрываются: водящие опус­кают руки (сигналом может служить свисток судьи или прекращение музыки). Те дети, которые в этот момент пробегали через капканы, оказываются в ловушке.

Пойманные игроки и дети, изображавшие в игре «капканы», берутся за руки и становятся в круг, под­нимая сомкнутые руки вверх. Остальные игроки обра­зуют «цепочку», которая змейкой вьется по кругу, про­бегая через «капканы». «Капканы» закрываются снова, и опять некоторые дети оказались в ловушке: теперь внутри круга.

Правила:

  1. Игра продолжается до тех пор, пока на свободе не
    останется всего несколько детей.
  2. Игру можно повторять 2—3 раза, заменяя «капканы».
  3. В конце игры надо отметить самых ловких игро­ков и самый удачливый «капкан».

 

 

 

 

 

«Золотые  ворота —  круговые»

В этой игре половина игроков образует круг, взяв­шись за руки и подняв их вверх — это круглые ворота. Остальные дети образуют живую цепочку, которая по­очередно огибает каждого игрока, стоящего в круге. Дети, изображающие «ворота», повторяют речитативом стих

На последнем слове дети опускают руки и ловят тех, кто оказался внутри круга.

Пойманные дети образуют вместе с детьми, уже сто­явшими в круге, еще больший круг, и игра продолжа­ется. Постепенно цепочка игроков становится все коро­че, а детей в круге — все больше.

Игра заканчивается, когда вне круга остаются всего несколько детей.

«Горелки»

Играющие разбиваются на пары и строятся колон­ной». Однако водящий стано­вится лицом к первой паре, впереди от нее, примерно в 10 шагах. Он держит в поднятой руке платок или

шарф.

Последняя пара разъединяет руки, и каждый игрок бежит вдоль своей стороны колонны вперед, к водяще­му. Тот игрок, который успеет схватить платок пер­вым, становится водящим, а другой игрок становится в пару с прежним водящим во главе колонны. Вся ко­лонна постепенно продвигается вперед, а водящий от­ступает на несколько шагов назад, чтобы расстояние между ним и первой парой не уменьшалось.

 

«Два  Мороза»

Для этой игры надо выбрать двух водящих — «двух морозов».

Один — «Мороз Красный нос», а другой — «Мороз Синий нос». Обозначаются две крайние линии на про­тивоположных концах поля: здесь можно прятаться от «морозов». По полю гуляют два «мороза». Они гром­ко произносят: «Я — Мороз Красный нос!», «А я — Мороз Синий Нос». А потом вместе спрашивают у детей: «Ну-ка, кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?»

Дети хором отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз!» После этого дети стараются быс­тро перебежать из одного конца поля на другой, чтобы успеть спрятаться за спасительную линию границы поля, где мороз им уже не страшен. «Морозы» стара­ются догнать и «осалить» бегущих через поле детей. Если «мороз» коснулся рукой ребенка, то он считается «замороженным». Этот игрок должен замереть («замер­знуть») в той позе, в которой его настигнул «мороз».

«Стой, олень»

Водящий («пастух», «охот­ник»), который определяется по жребию или считалке, должен поймать за игру нескольких «оленей».

Игра начинается, когда водящий закричит: «Беги, олень!» Все игроки кидаются по площадке врассыпную, а «пастух» пытается догнать любого «оленя», коснув­шись его небольшой палочкой и произнеся: «Стой, олень!» Игра продолжается до тех пор, пока «пастух» не поймает пять оленей.

Правила:

  1. Надо лишь касаться игрока палочкой, а не уда­рять его.
  2. Игроки, выбежавшие за пределы площадки, счи­таются пойманными.

 

«Волк и овцы»

Перед началом игры надо выбрать «волка» и «пас­туха», остальные дети будут «овцами». На противопо­ложных сторонах площадки обозначают границы двух «овчарен» — это места, где «овцы» могут спастись от волка. Перед началом игры все «овцы» должны расположиться на краю поля, в одной из «овчарен». В цент­ре площадки очерчивают круг: здесь будет «волчье ло­гово». Дети хором произносят: Пастушок, пастушок, Заиграй в рожок! Травка мягкая, Роса сладкая. Гони стадо в поле, Погулять на воле!

«Пастух» играет в «рожок» и так выпускает своих «овечек» погулять по заливному лугу. «Волк» внима­тельно следит за пасущимися «овечками» из своего «логова». Когда «пастух» крикнет: «Волк!», «овечки» должны успеть добежать до другой овчарни, на проти­воположной стороне поля. А «волк» выскакивает из своего «логова» и пытается их поймать («осалить»). «Пастух» защищает «овечек», загораживая их от «вол­ка». «Овечки», которых «волк» поймал, выходят из игры.  Правила:

1.«Волк» не должен ловить «овечек», достаточно только «осалить» их.

«Пастух» не должен задерживать «волка», хватать его руками, он может только заслонять своих «овечек». «Овечкам» нельзя возвращаться в ту «овчарню», из которой они вышли на пастбище. Они должны обя­зательно перебежать «поле», попав на его противополож­ную сторону, минуя «волчье логово».

«Ястреб и утки»

Игра проводится на улице. Необходимо разделит участок на несколько зон: «камыши», «озеро». На другом конце поля располагается «ястреб» — это ведущий, который будет ловить «уток». «Утки» должны по команде убегать от «ястреба», по дороге к «озеру» прячась в «камышах». «Камыши» — это несколько игроков, которые располагаются в произвольном порядке «Утки» спасаются сначала среди «камышей», потом — в «озере», где «ястреб» уже не может их ло­вить. Если «ястреб» сумел «осалить» нескольких уток, то они считаются пойманными и выходят за пределы игрового поля.

 

«Бег с палкой в руке»

Дети должны пробежать от старта до финиша, дер­жа перед собой палку на ладони вытянутой вперед руки. Если ребенок во время бега уронил палку, то он выбывает из игры.

Побеждает тот, кто сумел первым добежать до фи­ниша и не уронить палку.

 

«Слепой медведь»

По жребию выбирают водящего «слепого медведя». Этому ребенку плотно завязывают глаза.

Остальные дети приближаются к медведю и начи­нают трещать деревянными палочками. «Слепой мед­ведь» идет на звук и пытается поймать или «осалить» любого игрока. Спасаясь от медведя, игроки убегают врассыпную. Но при этом они не должны покидать пределов игрового поля.    .

Пойманный игрок сам становится «слепым медве­дем».

 

«Жмурки»

  1. Перед началом игры по жребию определяют, кто будет водящим. Ему плотно завязывают глаза, чтоб он не мог ничего видеть, и ставят лицом к стенке Водящий громко считает: «Раз, два, три, четыре, пять я иду искать». За это время остальные дети должны спрятаться Водящий на ощупь пускается на поиски детей, а те, перебегая с места на место, стараются не шуметь, чтобы он не услышал, где они находятся. Водящий пытается сначала поймать игрока, а затем, если ему это удалось, должен опреде­лить, кто перед ним. Угаданный игрок сам становит­ся водящим.

Жмурки  (в  кругах)

Начертить круги мелом на асфальте или палоч­кой на земле, больше чем игроков. По команде взросло­го водящий идет наугад, а другие игроки перебегают из кружка в кружок до тех пор, пока водящий не по­дойдет вплотную к одному из них. Тогда все «замира­ют», а водящий должен в полной тишине попытаться на ощупь найти, где спрятался игрок. Ребенок, которого ловят, может приседать, наклоняться в сторону, но ни при каких обстоятельствах не сходить с круга. Если он не смог удержать равновесия и заступил за круг, он считается проигравшим.

Если водящий сумел найти игрока, стоящего на кру­ге, то он должен еще определить на ощупь, кого он пой­мал. Если это ему удалось, то этот игрок становится водящим.

 

 

 

 

 

 

Жмурки  «Маша  и Яша»

Для этой игры дети выбирают водящими мальчи­ка и девочку. Мальчика назначают «Машей»: теперь он должен  говорить  тонким  голосом,  а девочку «Яшей»: с этого момента она говорит басом. Обоим водящим завязывают глаза. Остальные дети берутся за руки и образуют вокруг ведущих замкнутый круг. Водящие становятся в круг, «Яша» ищет «Машу», окликая ее басом, а «Маша» откликается, но не очень-то спе­шит навстречу «Яше». Если «Яша» вслепую примет за «Машу» другого ребенка, ему указывают на ошиб­ку. Игра продолжается до тех пор, пока смешная па­рочка наконец не встретится. Затем можно выбрать другую пару игроков.

 

«Маляр и краски»

Перед началом игры выбирают водящего («маляра») и «хозяйку красок». Остальные дети становятся «крас­ками», каждый ребенок выбирает себе собственный цвет, но так, чтобы «маляр» не услышал названия. Водящий («маляр») обращается к «хозяйке красок»: «Бабушка, бабушка, я пришел за краской. Разрешите взять?» — «У меня красок много, — отвечает «хозяйка красок», — какую тебе?»

Все «краски» сидят рядышком на лавке и ждут, ка­кой цвет назовет «маляр». Названная «краска» долж­на вскочить с лавки и успеть добежать до противопо­ложного конца комнаты или площадки, где можно бу­дет укрыться за специально начерченной линией.

«Маляр», называя «краску», не знает, есть ли она у «хозяйки» и какой это игрок. Он должен постараться угадать нужный цвет, а затем или успеть поймать убе­гающую «краску», или хотя бы «осалить» ее. Обычно «маляр» по условиям игры должен собрать не менее пяти красок. Тогда можно выбирать другого «маляра», «хозяйку красок», присвоить «краскам» новые имена и начинать игру снова.

 

«Свечки»

Все дети встают в круг, а водящий становится в центр круга и бросает мяч вверх со словами: «Свечка!» Пока мяч находится в воздухе, все дети кидаются врассып­ную, стараясь убежать как можно дальше от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стоп!» Дети должны остановиться, а водящий пытается мячом по­пасть в ближайшего от него игрока. Если ему это уда­лось, то этот игрок становится водящим.

 

«Вышибалы»

Перед началом игры по жребию определяют двух «вышибал». Они становятся на противоположных кон­цах площадки. Остальные дети выстраиваются в ряд на середине площадки, лицом к «вышибале», у которо­го мяч. «Вышибала» с размаху бросает мяч, пытаясь задеть любого из игроков на середине поля. Если ему это удалось, то такой игрок считается выбывшим из игры: он должен отойти за границы площадки. Мяч, проскочивший мимо игроков, должен поймать другой «вышибала»: теперь его очередь бросать

«В узелок»

Водящий должен отойти на несколько шагов от ос­тальных детей, которые стоят или усаживаются в кру­жок. Расстояние между детьми должно быть примерно 1,5—2 м.

Игроки перекидывают узелок (или мяч) по кругу, своим соседям слева или справа, а водящий бегает за кругом и пытается его поймать. Если ему удастся хотя бы коснуться узелка на лету или в руках у одного из игроков, то игрок, не сумевший защитить узелок, ста­новится водящим. Игра продолжается.

 

«Лунки»

Игроки выкапывают на площадке вдоль прямой ли­нии несколько неглубоких ямок — лунок. Параллель­но на расстоянии 2—3 м проводят другую линию: от нее надо будет закатить или забросить небольшой ре­зиновый мяч поочередно в каждую лунку — это опре­деляется до начала игры. Первый игрок бросает мяч в лунки, пока не промахнется. Затем каждый ребенок пытается попасть в лунки. Если ни один ребенок не сумеет с первого раза попасть во все лунки без промаха, то игра повторяется, причем каждый игрок бросает мяч в ту лунку, где он промахнулся. Выигравшим считает­ся игрок, первым сумевший метко попасть мячом во все лунки поочередно.

«Хромая  лиса»

В начале игры надо расчертить площадку, опреде­лить, где будет располагаться «лисья нора», «дом», «курятник», и выбрать, кто из детей будет «хромой ли­сой» и «хозяином курятника». «Хромая лиса» скачет на одной ноге из своей норы к «курятнику» мимо «дома», а «хозяин дома» спраши­вает у нее, куда она собралась

Доверчивый хозяин «ложится спать» (закрывает гла­за), а плутовка-лиса залезает в «курятник» и начинает гоняться за «курами». При этом она должна прыгать на одной ноге, вставать на обе ноги сразу ей запрещено. Иногда до начала игры договариваются, что «хромая лиса» может менять ногу, если устанет долго прыгать на одной ноге. «Куры» разбегаются от лисы врассып­ную, но выбегать из курятника им строго запрещено.

Прыгая за «курами», «хромая лиса» стремится «оса­лить» кого-нибудь рукой. Игрок, которого лиса сумела коснуться, сам становится лисой в следующей игре.

Если лиса встала на две ноги и хозяин курятника заметил это, то он с криком бросается к лисе, и она убегает в нору. Если хозяин догонит лисицу и она не успеет спрятаться в норе, то этой лисе придется во­дить еще раз.

 

 

 

 

 

«Лапта»

Игроки делят­ся на две команды, в каждой команде выбирают своего водящего, он будет подавать мяч первым.

Игра проводится на улице. С одной стороны игрово­го поля находится «город», а с другой, на расстоянии 10—20 м, чертится линия кона. Игроки «города» рас­полагаются на его территории, игроки поля в произ­вольном порядке располагаются в «поле». Водящий первым подбрасывает мяч и с помощью лапты направ­ляет его в «поле», быстро бежит к линии кона, а затем также быстро возвращается в «город». Игроки «поля» ловят мяч в воздухе или поднимают его там, где он упал, и с этого места они могут «пятнать» бегущего противника, если он еще находится в «поле».

«Пчелки и ласточка»

Считалкой выбирают Ласточку и на возвышении отмечают небольшой круг — ее «гнездо». Остальные участники — Пчелы — «летают» по «поляне» и напевают:

Пчелки летают,

Медок собирают!

Зум, зум, зум! Зум, зум, зум!

Ласточка сидит в своем «гнезде» и слушает их песенку. По окончании песни Ласточка говорит:

Ласточка встанет, Пчелку поймает.

После этого Ласточка вылетает из «гнезда» и ловит Пчел, кото­рые «летают» по всей площадке. Пойманный играющий стано­вится Ласточкой, игра повторяется.

 

«Шапка  канатоходца»

История этой игры восходит к древним обычаям горских народов, для которых одним из основных уме­ний было умение удержать равновесие на крутых гор­ных тропах. Первоначально в игру играли так: распо­лагали два крупных камня высотой до 50 см на рас­стоянии 3—5 шагов друг от друга и сверху на них клали шест. Игрок должен был перенести шапки всех участников по очереди от одного камня к другому, ни разу не оступившись и не уронив ни одну шапку. Для игры можно использовать гимнастическую скамейку, по которой должны будут ходить дети в ходе игры. В этой игре дети могут просто потренироваться пере­носить в одной руке предметы (например, свои панам­ки), переходя из одного конца скамейки в другой и возвращаясь обратно.

 

«Волк и жеребята»

Считалкой выбирают Волка и две-три Лошади, а остальные дети изображают Жеребят. Лошади огораживают чертою поле — «пастбище», на котором пасутся Жеребята, и охраняют их, чтобы не ушли далеко от «табуна», так как там бродит Волк. Место Волку также очерчивают — это «логово». Все становятся на свои места, и игра начинается. Пасущиеся Лошадки распростертыми руками сгоняют в «табун» резвящихся и старающихся убежать с «паст­бища» Жеребят, но за линию Лошадки не выходят. Волк ловит Жеребят, убегающих от «табуна» за пределы «пастбища». Пойман­ные Волком Жеребята выходят из игры и находятся в «логове».

«Волк и козлята»

На площадке проводят две линии, за которыми находятся «дом Волка» и «дом Козлят», между линиями — «поляна». Считалкой выбирают Волка, он идет в свой дом и «ложится спать». Козлята идут в свой «дом». Через некоторое время Козлята выходят на полянку и говорят:

— Пока Волк спит, можно и погулять Немного погуляв, Козлята спрашивают:

—Волк, Волк, ты встаешь?
Волк, потягиваясь, отвечает:

—Нет еще, только правый глаз открыл...

Козлята резвятся дальше. Постепенно Волк просыпается, неожиданно выскакивает из своего «логова» и начинает ловить Козлят. Игра заканчивается, когда Волк переловит всех Козлят. Самый ловкий Козленок, который остался последним, считается победителем и становится Волком в следующий раз.

«Волк и овцы»

Считалкой выбирают Волка, все остальные участники — Овцы. Они просят Волка пустить их в лес погулять:

—   Разреши нам, Волк, погулять в твоем лесу!
Волк отвечает:

—   Гуляйте, гуляйте, да только трапу не шипите, а то мне спать
будет не на чем.

Овцы сначала только гуляют в лесу, но вскоре начинают «щипать траву» и петь:

—   Щиплем, щиплем травку,
Зеленую муравку,
Бабушке на рукавички,
Дедушке на кафтанчик,
Серому волку

Грязи на лопату!

Волк бежит по «поляне» и ловит Овец, пойманный становится Волком, и игра возобновляется.

 «Волк и ягнята»

Выбирают Волка и Овцу, остальные участники — Ягнята. Волк сидит на дороге, по которой идет Овца с Ягнятами. Овца впереди, Ягнята позади, крепко держась друг за друга и за Овцу. Подходят к Волку. Овца спрашивает:

—Что ты здесь делаешь?

—Вас жду.

А зачем нас ждешь? —   Чтобы всех вас съесть!

С этими словами он бросается на Ягнят, а Овца загораживает их. Волк может ловить только последнего Ягненка, отталкивать Овцу нельзя. Ягнята ловко следуют за движениями Овцы.

«Кот и мышка»

Играют вдвоем. Один игрок — Кошка, а другой — Мышка. Кошка становится около одного конца скамейки, а Мышка — у противоположного. Кошка спрашивает Мышку, та отвечает:

—Мышка, мышка, где была?

—В кладовой.

—Что там делала?

—Масло ела.

—А мне оставила?

—Не оставила.

—А где ложечки положила?

—Под бочку сунула.

—А куда кувшин поставила?

—Шла по камешкам, напала злая собака — я уронила и раз­
била.

—Тогда я буду тебя ловить.

—Я убегу.

Мышка старается убежать от Кошки. Если Кошка ее поймала, они меняются ролями. Если Кошка, пробежав несколько кругов вокруг скамейки, не может поймать Мышку, надо предложить им поменяться ролями и изменить направление бега.

«Гуси-лебеди»

В начале игры выбирают Волка и Хозяина, остальные участ­ники — Гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят «дом», где живут Хозяин и Гуси, на другой — живет Волк. Хозяин выпус­кает Гусей погулять, «травки пощипать». Гуси уходят от «дома» довольно далеко. Через некоторое время Хозяин и Гуси перекли­каются:

—Гуси-гуси!

—Га-га-га.

—Есть хотите?

—Да, да, да.

—Гуси-лебеди! Домой!

—Серый волк под горой!

—Что он там делает?

—Рябчиков щиплет.

—Ну, бегите же домой!

—Серый волк за горой
Не пускает нас домой!

Гуси бегут в «дом», Волк пытается их поймать. Пойманные Гуси выходят из игры. Игра кончается, когда ПОЧТИ все Гуси пойманы. Последний оставшийся Гусь, самый ловкий и быстрый, стано­вится Волком.

Правила игры. Гуси должны «летать» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»

«Золотые ворота»

Все участники делятся на две группы, в одной должно быть четное число человек. Они образуют пары, встают лицом к лицу и поднимают вверх руки, получаются «ворота». Участники второй группы берутся за руки, образовывая цепочку.

Цепочка должна быстро пройти через «ворота». Участники-«ворота» громко проговаривают считалку:

Золотые ворота, Проходите, господа! Первый раз прощается, Второй раз запрещается, А на третий раз Не пропустим вас!

С этими словами руки опускаются, «ворота» закрываются. Участники, которые оказались пойманными, становятся «воро­тами». Игра продолжается некоторое время.

«Ежик и мыши»

Выбирают считалкой Ежика и водящего. Остальные участники делятся на детей и Мышей и становятся в круг. Ежик — в центре круга. По сигналу водящего все идут вправо, Еж — влево. Участ­ники говорят:

Бежит ежик — тупу-туп, Весь колючий, острый зуб! Ежик, ежик, ты куда? Что с тобою за беда?

После этих слов все останавливаются. К Ежу подходит один из детей и говорит:

Ежик ножками туп-туп! Ежик глазками луп-луп! Слышит ежик — всюду тишь, Лишь скребется в листьях мышь!

Еж имитирует движения: осторожно ходит, прислушивается. Мыши в это время бегают вокруг. Ведущий говорит:

Беги, беги, ежик,

Не жалей ножек,

Ты лови себе мышей,

Не лови наших детей!

Мышки бегают по кругу, выбегая и за круг. Еж их ловит (пят­нает). Игроки быстро приседают и опускают руки. Мышка пой­мана: она в мышеловке. Игра повторяется несколько раз.

«Кошки-мышки»

Считалкой выбирают Кошку и Мышку (желательно, чтобы Кошкой был более сильный участник). Затем все остальные учас­тники берутся за руки и образуют круг, внутри которого бегает Мышка. Кошка находится снаружи и пытается поймать Мышку, проникнув в круг. Остальные игроки ее не пускают. Она должна ра­зорвать сцепленные руки и пробиться в круг. Кошка может также «поднырнуть» под руки или перепрыгнуть через них. После этого Мышка может выбраться наружу. Когда Кошка поймает Мышку, они становятся в круг и выбираются новые Кошка и Мышка.

«Здравствуй, догони!»

По краям площадки проводят линии — «дома». Игроки делятся на пары Хозяин — Гость и расходятся по своим «домам». Гость приходит к Хозяину, подает ему правую руку и говорит:

Здравствуй!
Хозяин отвечает:

Здравствуй!
Гость говорит:

Догони!

И бежит в свой «дом». Хозяин его догоняет. Дети по очереди ходят друг к другу в гости. Говорить «догони» надо у порога «дома» игрока-партнера. Выигрывает тот, кто догонит. В гости можно идти по-разному: важно, не торопясь, радостно, вприпрыжку, строевым шагом, как клоуны в цирке и т. д. Игра получается очень смешной.

«Серый волк»

На расстоянии 20-30 м одна от другой чертят две линии, за одной линией — «логово» Волка, за другой — «дом». Считалкой выбирают Серого Волка и водящего. Присев на корточки, Серый Волк прячется за одной чертой (в кустах или в густой траве). Остальные игроки находятся на противоположной стороне за другой чертой. По сигналу все идут «в лес собирать ягоды». Водя­щий спрашивает, а дети хором отвечают:

—Куда вы спешите?

—В дремучий лес.

—Что вы делать там хотите?

—Малины наберем.

—Зачем малина?

—Варенье варить.

—А если встретите волка?

—Волк нас не догонит.

После этих слов Серый Волк выскакивает из укрытия и гонится за детьми, а они быстро убегают за черту — «домой». Пленников он уводит в «логово» — туда, где прятался сам. Выигрывает тот, кого Волк не поймает.

«Сокол и лиса»

Считалкой выбирают Сокола и Лису, остальные дети — Соко­лята. Сокол учит Соколят «летать»: бегает в разных направлениях и машет «крыльями». Соколята бегают за Соколом и точно пов­торяют его движения. Вдруг выскакивает из норы Лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы Лиса их не заметила. Лиса ловит только тех, кто не присел.

«День и ночь»

На некотором расстоянии друг от друга проводятся две линии. У одной линии выстраиваются мальчики — команда «Ночь», у дру­гой становятся девочки — команда «День». По команде водящего «ночь!» мальчики ловят девочек, по команде «день!» девочки ловят мальчиков. Пойманные переходят в команду соперника.

«Гуси»

На площадке чертят небольшой круг, в середине которого сидит Волк. Участники делятся на Гусей и Гусят. Гуси, взявшись за руки, образуют большой круг. Между кругом, где сидит Волк, и хороводом Гусей становятся в небольшой круг Гусята. Хоро­воды Гусей и Гусят идут в разные стороны и при этом ведут диа­лог:

— Гуси вы гуси!

— Га-га-га, га-га-га!

— Вы, серые гуси!

— Га-га-га, га-га-га!

— Где вы бывали?

— Га-га-га, га-га-га!

— Кого вы видали?

— Га-га-га, га-га-га!

После этих слов выбегает Волк и старается поймать Гусенка. Гусята разбегаются и прячутся за стоящих в хороводе Гусей. Пой­манного Гусенка Волк ведет в середину круга — в «логово». Гусята становятся в круг и отвечают:

Мы видели волка, Унес он гусенка, Да самого лучшего, Да самого большого. Гуси отвечают: Ах, гуси, вы гуси! Щипайте-ка волка, Спасайте гусенка!

Гуси машут «крыльями», с криком «га-га» бегают по кругу, донимают Волка. Пойманные Гусята в это время стараются уле­теть из круга, а Волк их не пускает. Игра заканчивается, когда все пойманные Гусята уходят от Волка

 

 

МУЗЫКОТЕРАПИЯ

МУЗЫКОТЕРАПИЯ

МУЗЫКОТЕРАПИЯ - это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в древней Греции и других странах.
Однако врачуют не только естественные, но и искусственно созданные упорядоченные звуки. Специально подобранные мелодии снимают гнев, досаду, улучшают настроение. Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на его организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит.
Музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется. Так, например, скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее действие. Если верить библейской легенде, царя Саула уберегли от приступов безумия игрой на арфе.
Однако излишне громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна не только для слуха, но и для нервной системы. Современные ритмы увеличивают содержание адреналина в крови, чем могут вызвать стресс. Интересно, что музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает удивительное антистрессовое воздействие.
В Японии музыкотерапия широко используется для нормализации физического и психологического состояния человека на производстве, в школе, в вузах, а в настоящее время музыка стала одним из элементов родовспоможения.
Специальные исследования показали, что наиболее возбуждающим действием обладает музыка Вагнера, оперетты Оффенбаха, "Болеро" Равеля, "Весна священная" Стравинского с их возрастающим ритмом. Эти произведения оказывают наибольший эффект в работе с вялыми, патетичными детьми. Правда, воспитание музыки очень индивидуально и требует много сил и знаний для опытного подбора мелодий.
"Каприс № 24" Паганини в современной обработке, наоборот повышает тонус организма, настроение. Музыка, отвлекающая внимание от неприятных образов, способствует концепции внимания. Уравновешиванию нервной системы способствовали фонограммы леса, пение птиц, пьесы цикла "Времена года" Чайковского, "Лунная соната" Бетховена.
Наукой установлено, что бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном.
Пока учреждения здравоохранения и образования не повернулись к проблеме музыкотерапии лицом в должной степени, энтузиастам-педагогам, врачам, родителям приходится подбирать "звучащее" лекарство самостоятельно.
Цель занятий с использованием музыкотерапии: создание положительного эмоционального фона реабилитации ( снятие фактора тревожности); стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция двигательных процессов ( ощущений, восприятий, представлений) и сенсорных способностей; растормаживание речевой функции.
В школьном возрасте седативный или активизирующий эффект достигается музыкальным оформлением различных игр, специальной коррекционной ориентацией традиционных занятий с детьми.
Музыкальная ритмика широко используется при лечении двигательных и речевых расстройств, коррекции недостаточного психомоторного развития, чувства ритма, речевого дыхания. Музыка может быть использована во время выполнения самостоятельной работы, когда исключается речевое общение. Исключение составляет мелочтение - чтение под музыку, сочетание музыки и изо деятельности.
Таким образом, опыт работы по использованию музыкотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевую патологию, подводит к следующим выводам:

1. Использовать для прослушивания только то произведение, которое нравится детям;
2. лучше использовать музыкальные пьесы, которые знакомы детям. Они не должны привлекать их внимание своей новизной, отвлекать от главного;
3. Продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в течении всего занятия. Как правило, это только одно музыкальное произведение.

Рекомендации для педагогов и родителей по использованию музыкотерапии в совместной деятельности с детьми.

Представляется целесообразным, после проведения исследования, поделиться некоторыми рекомендациями по использованию музыкальной терапии как с совместной деятельности педагогов и родителей с детьми, так и отдельно для взрослых. В сущности, данные рекомендации сводятся к достаточно простым советам:

1. На успешность проведения занятия влияют позитивная личность педагога, владения им способами музыкального выражения-игрой на музыкальных инструментах и умение петь, а так включение в профилактический и коррекционный процесс фактора групповой динамики, взаимного психоэмоционального положительного заражения, сопереживания и сочувствия между участниками групповых музыкальных занятий.

2. Необходимо определить индивидуальный курс коррекции для детей с теми или другими нарушениями и тактику после его окончания. Имеют значение количество и продолжительность сеансов музыкотерапии ( от 15 минут до 45 минут), кратность применения в неделю 1-7 раз.

3. В помещении для проведения музыкальной терапии должны быть максимально удобные стулья, кресла или коврики, а освещение - искусственным, чтобы добиться отвлечения от реального течения времени ( светового дня) и усилить эмоциональное действие сеанса.

4. Так же следует помнить, что коррекционные музыкальные сеансы должны проводиться не на голодный желудок и не раннее чем через 2 часа после еды.

5. Перед принятием сеанса музыкотерапии детей нужно обязательно настроить. Они должны расслабиться- это поможет им "открыть двери бессознательного" и принять в полной мере действие музыки. При этом не важно, какое действие оказывает музыка -  успокаивающее, стимулирующее или поднимающее настроение.

6. Важно правильно выбрать позу. Лечение музыкой должно быть достаточно коротким, что бы не вызывать усталости и возможных защитных реакций.

7. Силу и громкость музыки нужно осторожно регулировать. Малую громкость следует выбирать не только для успокаивающей, но и для стимулирующей музыки. Большая громкость утомляет и потрясает нервную систему.

8. После прослушивания лечебной музыки нужно отдохнуть некоторое время. Это благоприятствует ее полному, не нарушающему душевное равновесие, действию на бессознательное.

9. Известно, что бессознательное наиболее активно во время сна, при этом оно так же восприимчиво и к внешним импульсам. Поэтому особенно рекомендуется для агрессивных, беспокойных, гиперактивных детей использовать терапевтическую музыку во время сна.

10. Желательно использовать инструментальную классическую и специально лечебную музыку, но не вокальную и не самую популярную т.к. они несут ненужную смысловую нагрузку. Выбор музыкальных произведений должен быть хорошо продуман. Он гораздо сложнее, чем может действовать на нервы человеку, отягощенному горем. На человека в состоянии возбуждения и смятения вряд ли окажет глубокое впечатление торжественное адажио, от него он станет еще более беспокойным. С другой стороны, когда человек прибывающий в унынии слышит грустную музыку, это может поднять ему настроение.

11. В рамках сеанса музыкальной терапии можно и нужно использовать различные активные приемы, упражнения и методы, описанные выше, такие как двигательные упражнения и танцы, ритмические и дыхательные упражнения, драматизация лечебных спектаклей - игр, активизация зрительных образов и представлений, музицирование, игротерапия, вокалотерапия, арттерапия, цветотерапия, сказкотерапия и другие методы.

СПИСОК МУЗЫКАЛЬНЫХ РЕЦЕПТОВ


Ученые, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: многие мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом:
От неврозов и раздражительности избавляет бодрящая музыка Чайковского, Пахмутовой,Таривердиева. 
Помогает снять стресс, сконцентрироваться, идеально подходит для уединенных занятий и медитации романтическая, создающая ощущение свободного пространства, музыка Шуберта, Шумана, Чайковского, Листа
Язва желудка исчезает при прослушивании "Вальса цветов" Чайковского. 
Для профилактики утомляемости необходимо слушать "Утро" Грига, "Рассвет над Москвой-рекой" (фрагмент из оперы "Хованщина") Мусоргского, романс "Вечерний звон", мотив песни "Русское поле", "Времена года" Чайковского.
Поднимают настроение, избавляют от депрессий, разряжают накал чувств джаз, блюз, диксиленд, соул, калипсо и регги, берущие свое начало от темпераментной африканской музыки.
Творческий импульс стимулируют "Марш" из кинофильма "Цирк" Дунаевского, "Болеро" Равеля, "Танец с саблями" Хачатуряна
Полное расслабление вы сможете получить от "Вальса" Шостаковича из кинофильма "Овод", оркестра Пурселя, произведения "Мужчина и женщина" Лея, романса из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина "Метель" Свиридова.
Кровяное давление и сердечную деятельность нормализует "Свадебный марш" Мендельсона. 
От гастрита излечивает "Соната N7" Бетховена
В качестве лекарства от мигрени японские врачи предлагают "Весеннюю песню" Мендельсона, "Юморески" Дворжака, а также изрядную дозу Джорджа Гершвина("Американец в Париже").
Головную боль снимает также прослушивание знаменитого полонеза Огиньского. 
Нормализует сон и работу мозга сюита "Пер Гюнт" Грига. 
Развитию умственных способностей у детей способствует музыка Моцарта.
От алкоголизма и курения в совокупности с гипнозом и иглоукалыванием "Аве Мария" Шуберта, "Лунная соната" Бетховена, "Лебедь" Сен-Санса, "Метель" Свиридова.

 

 

Правила поведения родителей на утреннике

 

Организация праздничных утренников в детском саду

«Организация праздничных утренников в детском саду»

Культурно -досуговые мероприятия – неотъемлемая часть в деятельности дошкольного учреждения. Организация праздников, развлечений, детских творческих дел способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка.
Хочется остановиться поподробнее на одной из форм культурно-досуговой деятельности в детском саду – праздничном утреннике.

Одно только слово "праздник" заставляет быстрее биться сердце каждого ребенка. С праздником связаны самые большие надежды и ожидания детей. Именно о праздниках детства, проведенных вместе с родителями и друзьями, чаще всего вспоминают взрослые. Для многих эти воспоминания являются самыми светлыми и радостными в жизни. Поэтому хорошо спланированный, подготовленный по специальному сценарию праздник доставит радость не только детям, но и взрослым. Ведь нет ничего желаннее, чем увидеть счастливую улыбку на лице ребенка, знать, что именно вы помогли ему почувствовать себя хозяином веселого торжества, лидером среди друзей, подарили ему дополнительные мгновения счастья.
В нашем детском саду накоплен большой опыт успешного проведения праздников-утренников.
Мы учитываем и детскую непосредственность малышей, их постоянную готовность к "чуду" и социально - педагогическую особенность дошкольников – потребность в нерегламентированном общении. С учетом возрастных особенностей детей составлен праздничный календарь, в соответствии с которым те или иные мероприятия проводятся открыто, с приглашением родителей, детей разных групп, или отдельно для каждой группы.

Одним из важных составляющих успешного праздника, утренника является его сценарий.

Сценарий детского праздника – это подробная литературно-текстовая и организационная разработка содержания и хода театрализованного действия. В нем последовательно, взаимосвязано излагается все, что будет происходить.
В сценарии раскрывается тема, показываются авторские переходы от одной части действия к другой, вносятся используемые художественные произведения или отрывки из них. Приемы активизации участников праздника, описание художественного оформления и специального оборудования также включаются в сценарий. Таким образом, сценарий мероприятия представляет собой последовательно разработанную педагогическую программу организации праздничной деятельности.

Сценарий составляется музыкальным руководителем, затем рассматривается в педагогическом коллективе с целью ознакомления, обсуждения технических деталей, утверждения на роли .

Являясь основным автором или составителем сценария, я все же приветствую инициативу педагогов по изменению сценария, внесению в него дополнений, прислушиваюсь к советам и стараюсь учитывать пожелания воспитателей, родителей, исполнителей ролей и творческие проявления детей.

Следует учесть, что написанный сценарий и воплощенный сценарий - это два разных сценария, так как можно хорошо воплотить самый слабый, и не раскрыть самый интересный.

Требования к сценарию:

  • строгая логичность построения и развития темы; 
  • законченность каждого эпизода; 
  • органическая связь эпизодов; 
  • нарастание действия в его движении к кульминации.

Особое внимание при разработке сценария праздника я уделяю таким средствам эмоционального воздействия на детей, как художественное  слово, музыкальное наполнение праздника и его художественное оформление (дизайн зала, интересные и удобные для детей атрибуты, яркие костюмы детей и взрослых)

Художественное слово выполняет на празднике одну из основных функций. Звучащее в стихах, инсценировках, пословицах, загадках, поговорках и пр., оно воодушевляет участников. Важно донести до детей красоту, емкость художественного слова, закрепить в их сознании, что оно всегда имело живое хождение в народе, использовалось им в определенных целях.

Музыкальное наполнение праздника. Известно, что  музыка непосредственно воздействует на чувства детей, она побуждает их к сопереживанию. Красивая  музыка вызывает наслаждение, желание слушать ее, исполнять, участвовать в песне, танце, выступлении оркестра и т.д. При подборе музыкального материала я использую музыкальные произведения, изучаемые детьми на музыкальных занятиях, рекомендованные «Программой воспитания и обучения в детском саду» под. ред. М.Васильевой (муз. раздел М.Зацепиной), а также мировые музыкальные шедевры, современные песни и танцы для детей, не противоречащие возрастным особенностям дошкольников. Это помогает создать общий подъем чувств, праздничную атмосферу, в условиях которой происходит чередование различных видов деятельности.

Песня и танец на детском празднике – это средства общения и единения всех собравшихся. Как правило, на празднике (в зависимости от возрастной группы) звучит 2-3 общих песни и исполняется 1-2 общих танца или хоровода. Обычно со средней группы я начинаю добавлять несколько сольных песенок и танцев. В старшей группе индивидуальные и ансамблевые номера детей занимают все большее место в ходе праздника, причем  всем детям дается возможность побыть  и артистом, и зрителем.

Танец, народная пляска, пантомима и музыкально-игровая драматизация побуждают их изобразить картину жизни в предлагаемых обстоятельствах.

Игра на детском празднике выступает, с одной стороны, как прием активизации ребенка, с другой – как важная форма освоения народного творчества. Коллективные игры характеризуются событийностью, сюжетностью, действием, образностью, делают праздник живым, создают благоприятный климат для общения. Игры на празднике помогают задействовать детей, по каким-либо причинам не участвующих в сольных номерах, проявить себя, почувствовать внимание к себе. Важно увлечь детей и сделать так, чтобы окончание игры не было затянутым, характеризовалось яркостью, эмоциональной насыщенностью, результативностью.

Огромная роль принадлежит ведущему. Именно он должен уметь импровизировать, искать элементы неожиданности и эффективности праздничного общения в любой игре. Эмоциональная речь и выразительная мимика, отличное знание сценария, репертуара, умение владеть вниманием аудитории, поддержать и подбодрить ребенка в случае «заминки» - эти качества, умения и талант ведущего становятся одним из важнейших предпосылок удачного проведения утренника.

Совместные праздники являются очень эффективной формой работы с родителями. Конечно, не всех родителей можно привлечь к активному участию в их подготовке и проведении, но это и не обязательно. Всегда найдутся среди родителей несколько энтузиастов, которые с удовольствием откликнуться на предложение поучаствовать в детском празднике. Музыкальный руководитель может обсудить с ними план проведения праздника или развлечения, пригласить их на репетиции, поручить исполнить определенные роли или подготовить для детей несложный кукольный спектакль.

Родителям, которые стесняются выступать на публике, но тоже хотят принять посильное участие в мероприятиях, можно предложить выполнять задания другого плана, например, сшить костюмы, сделать декорации к кукольному спектаклю или сказке, сделать для детского оркестра несложные музыкальные инструменты, подготовить необходимое оборудование на участке детского сада для проведения спортивного праздника и т.д.

Когда родители принимают участие в подготовке к празднику или в ходе самого праздника, дети чрезвычайно гордятся ими. Авторитет родителей в глазах детей, несомненно, поднимается.

Анализ. Через день после праздника заведующий организует совещание, на котором проводится анализ проведенной работы. Обсуждаются следующие вопросы.
Как предпраздничные занятия и другие виды воспитательно-образовательной работы помогали решению программных задач обучения и воспитания нравственных качеств. Как была организована жизнь детей в день праздника. Было ли создано в детском саду праздничное настроение. Как сотрудники встречали детей. Как были одеты и как вели себя дети. Какие преобладали игры, забавы детей, разговоры их между собой. Как встречали гостей.
Как проходил праздник. Удачно ли он был построен. Как ведущая справилась со своей ответственной ролью: как вела праздник (живо, интересно); видела ли детей, их настроение, установила ли контакт с ними; какой была речь ведущей; в чем выразилась находчивость ведущей, понимание ею ситуации (при пропуске или замене номера и др.). Как и в чем педагоги групп помогали ведущей.
Как музыкальный руководитель справился со своими задачами — составлением сценария, подбором праздничной музыки и ее исполнением. Как дети исполняли стихотворения, песни, игры, танцы, хороводы, драматизации. Каков уровень музыкальных, певческих и ритмических способностей детей. Естественно ли звучали детские голоса, непринужденными ли были движения детей. В чем проявилось творческое развитие детей.
Каким было самочувствие и настроение детей (выступающих, слушателей). Что детям особенно понравилось. Как реагировали они на выступления взрослых. Длительность праздника. Не наблюдались ли признаки переутомления детей.
Заведующая дает задание педагогам — во время игр, забав, бесед, занятий рисованием собрать материал о послепраздничных впечатлениях детей, провести опрос или анкетирование родителей.

Для успешного проведения праздника при его подготовке следует помнить, что:

  • самая главная задача праздника - доставить детям радость, вызвать у них эмоционально положительный отклик в душе, дать пищу для ума и воображения;
  • дети не должны показывать на празднике отчет о своей работе и работе музыкального руководителя, а обретать радость, усваивать смысл праздника, ощущать себя сопричастным к празднуемому событию;
  • придумывать содержание и тему праздника заранее, составить сценарий за 1 месяц;
  • помнить, что праздник –это дело коллективное, требующее тесного сотрудничества всех его участников;
  • избегать длительных репетиций, «зазубривания» и «муштры» с детьми, стараться как можно тщательнее готовить именно взрослых участников праздника;
  • обязательно подвести итоги прошедшего праздника, проанализировать его, отметить более и менее удачные его моменты, выявить их причины.

Анализ проведенного праздника

  • Вид, форма проведения, тематика.
  • Место данной формы в педагогическом процессе ДОУ.
  • Реализация основных задач музыкального воспитания в празднике.
  • Художественно-педагогический замысел ( цель).
  • Драматургия художественно-педагогического действия сообразно форме
    • Логика «сквозного действия»
    • Количество действующих лиц.
    • Соответствие внешнего образа действующих лиц их роли (    костюмы, грим, атрибутика).
    • Уровень взаимодействия героев друг с другом, с детьми в контексте «сквозного действия».
  • Принципы объединения различных видов искусства (музыка живопись литература и др) и видов художественно-творческой деятельности.
  • Методы активизации эмоционально-чувственной сферы детей:
    • Эстетическая и педагогическая целесообразность художественного оформления зала.
    • Занимательность, новизна содержания.
    • Качество музыкально-литературного материала, его художественная ценность, доступность, объем.
  • Участие взрослых в празднике (эмоциональность выступлений, художественность исполнения, умение увлечь детей).
  • Разнообразие форм вовлечения детей в художественно-творческую деятельность с учетом индивидуальных особенностей, активности, предпочтений, склонностей.
  • Качество исполнительской деятельности детей, творческая активность.
  • Содержание сюрпризных моментов, их связь с общей тематикой.
  • Непредвиденные ситуации, способы выхода из них (изобретательность импровизация педагогов).
  • Реализация художественно-педагогического замысла (воспитательная роль праздника, его влияние на развитие детей).
  • Длительность, динамичность, насыщенность.
  • Общая оценка, предложения, пожелания

Консультация для воспитателя

Роль воспитателя в подготовке и проведении утренника

В музыкальном развитии детей большая роль отводится воспитателю. На занятиях он активно помогает музыкальному руководителю: поёт, показывает движения, участвует в играх, плясках, если это необходимо. Организует самостоятельное  музицирование ребят, включает музыку в повседневную жизнь детского коллектива (гимнастику, прогулку, экскурсию и т.д.)
Воспитатель проводит значительную работу, так как имеет непосредственный ежедневный контакт с детьми и может выяснить музыкальные интересы и склонности каждого ребёнка, создать необходимые условия для развития творческой деятельности ребят в группе, согласуя свои действия с педагогом-музыкантом.
Разнообразна деятельность воспитателя на праздничных утренниках. Самой ответственной является роль ведущего. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов во многом определяет общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий не только должен хорошо знать сценарий, музыкальный и литературный материал, чтобы в случае необходимости оказать детям своевременную помощь, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения. Из числа воспитателей выбирается ведущий праздника, его помощники, распределяются поручения между сотрудниками детского сада и устанавливаются сроки выполнения этих поручений (оформление зала, подготовка костюмов для детей на праздник, подарков, оформление постановок, сценок, сюрпризных моментов и т.п.).
Накануне праздника ведущий в присутствии музыкального руководителя проверяет готовность участвующих с ним воспитателей, уточняет всё, что связано с их совместной деятельностью. Ведущий отвечает за художественное и педагогическое содержание утренника. Воспитатели, не выступающие в каких-либо ролях, находятся с детьми своей группы. Они поют вместе с детьми, подготавливают детали костюмов, атрибуты, помогают при проведении игр, танцев, если это необходимо.
Помощники воспитателя должны активно участвовать в праздничном оформлении помещения, помочь одеть детей перед праздником.
Слаженная работа коллектива детского сада обеспечивает проведение праздника на высоком художественном и организационном уровне. Только при таких условиях праздник - яркое, запоминающееся событие в жизни сада, имеющее большое воспитательное значение.

Список использованных ресурсов.

  1. Горькова Л.Г., Губанова Н.Ф. Праздники и развлечения в детском саду. Учебно-методическое пособие. Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем. - М.: ВАКО, 2007.
  2. Детский сад: книга для заведующих \ Под ред. Л.П. Тарасовой. – М., 1982.
  3. М. Зацепина. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. М., Мозаика-Синтез, 2006
  4. Методика музыкального воспитания в детском саду. Учебное пособие, под ред. Н. А. Ветлугиной, М. 198
  5. Праздники в детском саду. Для младшего дошкольного возраста. Мамина школа.-  Мн.: Харвест, 2002.
  6. Иевлева С.Запланированное веселье. Утренники для детей и их родителей.  Статья из журнала «Young Family»  -   http://www.7ya.ru/articles/6912.aspx
  7. Ельцова О.М., Горбачевская Н.Н., Терехова А.Н. Культурно - досуговые  праздничные традиции в ДОУ. - http://www.menobr.ru/material/default.aspx?control=15&id=6602&catalogid=27
 

Формирование национально-патриотических чувств средствами музыкального фольклора

Статья из сборника «Поликультурное образование детей дошкольного возраста»

Из опыта работы

БЕРЕЗОВСКАЯ Н.В.,

МБДОУ №15,г.Зима

Особую значимость на современном этапе развития общества приобретает решение проблемы культурно-художественной социализации и духовно-нравственного развития ребёнка. Национальное воспитание обязательно должно  сочетаться с воспитанием у детей чувства национальной гордости, а также уважением к другим народам родной страны.

К особенностям современной социокультурной среды России относится ее полиэтничность, что и определяет одну из приоритетных задач дошкольного образования – формирование у подрастающего поколения этнокультурной компетентности. Патриотическое и интернациональное воспитание органически связаны между собой и являются одними из компонентов национального воспитания.

В системе народной культуры большую роль играет фольклор.  В переводе с английского языка – это «народное знание», «народная мудрость». Фольклор всегда самобытен, современен, имеет ярко выраженную региональную принадлежность.  В нём заложен богатый художественный потенциал для восприятия мира ребёнка - эмоционального, эстетического, духовно-нравственного. Он может выполнять важные воспитательные функции: обогащение мира душевных переживаний ребёнка, развитие чувства родного языка, художественных способностей, любви к Родине. Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, усваивает представления о красоте, морали, знакомится с обычаями и обрядами, духовным наследием своего народа.

Знание культуры собственного народа, умение понять ее, желание приобщиться  к ее дальнейшему развитию могут стать активной творческой деятельностью человека, если знакомить с родной культурой с самого раннего детства, потому, что в раннем возрасте дети начинают интересоваться предметным миром. Их познание осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих ребенка вещей.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. В детском саду закладывается фундамент, происходит накопление первых, решающих музыкальных впечатлений. Ребёнок никогда не забудет то, чему он здесь научился, что он здесь услышал.

Россия XXI века переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном процессе ведёт к бездуховности, отбивает желание у детей проявить себя творчески.

На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами народного музыкального творчества – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего детства, когда ещё только закладываются основные понятия у ребёнка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки.

Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями народного музыкального творчества помогает им лучше понять мудрость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом. Правдиво отражая реальную жизнь, народная песня способна оказывать активное организующее, моральное воздействие на сознание детей.

Меня,  как музыкального руководителя, больше интересует детский фольклор. Это понятие в полной мере относится к тем произведениям, которые созданы взрослыми для детей. Кроме того, сюда входят произведения, созданные самими детьми, а также перешедшие к детям из устного народного творчества взрослых.

В воспитательно-образовательной работе по музыкальному воспитанию использую различные виды деятельности: игра, беседа, прослушивание музыки, пение, работа с музыкально-шумовыми инструментами, разучивание основ народного танца, театрализация игровых песен, работа над выразительностью речи, изготовление масок, посещение выставок, музеев, участие в концертной деятельности с целью пропаганды народного творчества.

Для патриотического воспитания применяю народные игры с пением и движением, которые  развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное – через игру русская народная песня входит в быт семьи, в которой воспитываются учащиеся. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества.

При знакомстве на занятиях с прибаутками, календарным, потешным, игровым фольклором, стараюсь обогащать внутренний мир ребенка. Дети с удовольствием поют приговорки, говорят и поют небылицы, отмечая красоту русского языка, яркость музыкальных образов, добрый юмор

Совместная деятельность детей создает общее эмоциональное переживание. Ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков. При подготовке фольклорных праздников происходит преображение робких, застенчивых детей в раскрепощенных, инициативных.

Чувство любви к Родине начинается у ребенка с привязанности к дому, к природе, окружающей его, к родному селу, городу. Развитие, углубление патриотических чувств тесно связано с формированием представлений о родном крае.   Особая тема бесед на музыкальных занятиях – о Родине. К сожалению, хороших песен для детей на эту тему совсем немного, но педагоги все-таки могут выбрать и современные песни и классические, чтобы пробудить интерес у ребят к самой теме, создать определенный настрой.

Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает народная музыка. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. “Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования”, – так говорил Аристотель. “Дело искусства – сохранять душу”, – это слова нашего современника В. Распутина.

Приобщение детей к нравственным традициям способствует узнаванию и укреплению государственного самосознания, принципиального для сохранения самобытности общества, сохранение истории нашей Родины.

Невозможно переоценить роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников.

В нашем детском саду уже много лет патриотическое  воспитание средствами фольклора осуществляется в тесной взаимосвязи с «Мини – музеем» детского сада,  что способствует развитию творческой деятельности ребёнка, раскрывает личность, воспитывает духовность. Именно музыкальные занятия в музыкальном зале и в комнате старины  воспитывают в детях умение ладить друг с другом, прислушиваться друг к другу, понимать, любить, прощать.

Уже с первой младшей группы я начинаю знакомить детей с русскими народными песнями и мелодиями. Это такие песни как: «Петушок», «Ладушки». «Зайка», «Солнышко», «Сорока - сорока».  Ребёнок младшего возраста живет больше чувствами, чем разумом: явления и предметы, с которыми он соприкасается, воспринимаются им, прежде всего, эмоционально.

Этот факт является мощным стимулом для развития эстетических чувств ребенка. Известна особая впечатлительность детей, их готовность к сказочному восприятию мира, особенно это характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста как наиболее склонных к игровому самовыражению.

Особое место в своей работе уделяю «материнской поэзии»: колыбельные песни, потешки, прибаутки, сказки и песни. Это прекрасный материал, используемый   на музыкальных занятиях для развития детей, начиная с ясельной группы, когда оторванность от родной мамы, отца в связи с поступлением в детский сад, становятся для ребенка настоящим стрессом. В это время колыбельные, пестушки, прибаутки напоминают детям о теплоте маминых рук, голоса в момент напевания «Ай баюшки-баиньки, прискакали заиньки…». Они для детей, в возрасте от года до трёх лет, просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка. По тексту песни очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной фразы, не требуют быстрого темпа, исполняются неторопливо. Звукоподражания используются для создания яркого образа и вызывают эмоциональный отклик у ребёнка.

Работая с малышами над музыкально - ритмическими движениями   постоянно обращаюсь к русским народным мелодиям: «Из-под дуба», «Ах вы, сени», «Как у наших у ворот», «Пойду ль я, выйду ль я», «Ах ты, берёза», «Коробейники». Народные мелодии естественны и поэтому легки для восприятия и запоминания. Народная плясовая и хороводная музыка, имеющая простой ритмический рисунок позволяет импровизировать движения.

Народные подвижные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Такие   как: «Ходит Ваня», «Заинька», «Кто у нас хороший». Все эти малые жанры фольклора малышами только воспринимаются, а  дети старших групп уже пытаются внести в них свое творчество.

В работе с детьми средней, старшей, подготовительной групп,   часто использую другие фольклорные жанры – песенки-веснянки, заклички, колядки, игровые песни, обрядовые и т. д. - все то, что перешло в детский фольклор из взрослого фольклора. Дети данного возраста уже не просто   напевают, а поют обрядовые песни (веснянки, заклички, масленичные, жатвенные, свадебные песни и т. д.).

В своей работе я часто использую многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок, игр: «Млада», «Посею лебеду на берегу», «Ой, вставала я ранёшенько» и т. д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, позволяет им проявить фантазию, а эмоциональность народных мелодий заряжает позитивной энергией на весь день. Разучивая эти песни, хороводы дети приобщаются к миру взрослых, где живут уважение, взаимопонимание, любовь.

В нашем детском саду обучение детей фольклору, происходит на основе синтеза основных форм художественной деятельности - музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, труда. Этот синтез осуществляется за счет участия в данной деятельности воспитателей и специалистов ДОУ (проведения интегрированных занятий на которых дети погружаются в мир сказок, народного эпоса).

Результатом всей   деятельности,   является проведение календарных и фольклорных праздников в различных возрастных группах. Стало доброй традицией проводить в нашем детском саду такие праздники как: «Осенние посиделки» «Коляда», «Пасхальный звон» Интересно проходят «Рождественские святки», где дети старших групп ходят «в гости» к детям младшего возраста с песнями, закличками, колядками. А как интересно проводит  масленица на улице с традиционным угощением блинами и чаем. Весенние праздники продолжают «Сороки» (прилёт птиц), «Встреча весны»,   «Вербное воскресение». Не остаются без внимания и летние праздники: «В гости к берёзке» (Троица) и праздник Ивана Купала.

Мои воспитанники – постоянные участники  городских мероприятий: «Играй, гармонь», «Сибирские посиделки», где они активно проявляют свои  творческие способности.

Благодаря включенности ребенка в деятельность по подготовке праздников, он становится не простым зрителем, а соучастником происходящего. Распевая песни, участвуя в народных танцах, водя хороводы, играя на народных музыкальных инструментах, играя в народные игры, дети принимают к действию нравственный кодекс, заложенный во всем этом.

Приобщение детей к национальным ценностям отечественной культуры немыслимо без тесного контакта с семьями, обмена мнениями педагогов и родителей по вопросам воспитания детей в духе тех или иных ценностей. Поэтому, особое  значение    я придаю работе с семьями воспитанников,   родителями. Ведь если в образовании ребёнка учреждения играют важную роль, то в воспитании определяющей силой является семья.          В одних семьях детей ориентируют на материальный достаток или успешность; в других - на познание, образованность, интеллект; в третьих - на творческое самовыражение; в четвёртых - на духовный рост. Отсюда очень разнообразна картина отношений к Отечеству, его истории и культуре: от сохраняющегося убеждения, что конечной целью успешной жизни является работа в европейской стране, до патриотизма как руководящей идеи всей жизни.        Современная семья серьёзно озабочена образованием и развитием детей, укреплением их здоровья. Но не менее важно заложить основы душевного здоровья. Совместно с коллегами, родителям даем понять, что нарушение норм нравственности влечёт за собой разрушение душевного, психологического здоровья и благополучия личности.

К особенностям современной социокультурной среды России относится ее полиэтничность, что   определяет одну из приоритетных задач дошкольного образования – формирование у подрастающего поколения этнокультурной компетентности.

Здесь уместно рассмотреть вопрос  о национальном воспитании, затронуть такие понятия как терпимость и толерантность.

В группах нашего детского сада, как и в большинстве других садов сформировались группы с детьми разных национальностей. Безусловно, я и мои коллеги учитываем этническую принадлежность семей воспитанников. Отталкиваясь от этого,  проводим разные мероприятия для детей и родителей по  формированию толерантности и терпимости.

Для достижения результата проводим круглые столы и дискуссионные встречи, консультации  воспитателей и специалистов на тему «Патриотическое воспитание детей средствами фольклора», «Роль семьи в воспитании детей», «Воспитание ребенка средствами родного языка и народного творчества», «Семья как система. Эмоциональное благополучие семьи», «Красота и богатство великого и могучего языка», а также: концерты и театрализованные постановки, в которых родители наравне с детьми, становятся артистами - певцами, танцорами. Такая совместная деятельность помогает родителям стать настоящими друзьями и единомышленниками своих детей.

Таким образом, фольклорные произведения русского народа помогают, с одной стороны, приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны - именно фольклорные жанры позволяют ребенку почувствовать себя ребенком, нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро, красоту нашего мира.

Основываясь на своём опыте, можно сказать, что знакомство с детским музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества, а также формируются дружеские чувства к другим национальностям, появляется интерес к языку, культуре другой национальности через ознакомление с родным краем.

Литература:

  1. Е.В. Соловьёва, Л. И. Цыренко, Наследие. И быль и сказка…пособие по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного и младшего дошкольного возраста на основе традиций отечественной культуры / М.:Обруч, 2011.-144стр.
  2. Н.В.Бутакова, С.Н.Гузяева, Г.Н.Воробьёва, Л.А.Мишарина,сибирский фольклор в работе с дошкольниками. Методическое  пособие / Иркутск: Издательство Иркутского государственного педагогического университета, 2002-56с.
  3. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А. Маркеева, О.Н.Корепанова и др. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников / СП6: «Детство-пресс», 2001.-400стр.
  4. Интернет-источники: Социальная сеть работников  образования nsportal.ru


Обновлено 28.03.2014 15:32
 

Осенний праздник "В гости к тучке"

Однажды, осенним солнечным утром Королева Осень  превратила наш музыкальный зал в настоящий осенний пейзаж, расписав разноцветными красками все вокруг!

 

А  мне - музыкальному руководителю подарила особый, свой осенний наряд!

И вот, началось  волшебство - запел свои песенки дождик, закружились  и полетели  листочки в чудесном танце!

  

Но  осенние сюрпризы продолжались - нас пригласила в гости веселая Тучка!

 

Она познакомила нас с лягушками - пучеглазыми подружками,

 

научила  играть на разных музыкальных инструментах - и мы выступили оркестром, разгадали загадки!

 

А в благодарность за нашу песенку, которую  мы исполнили для Тучки, она угостила нас сладкими призами!  На прощание мы все вместе станцевали весёлый танец «Улетай, туча!»

 

Наши фото с праздника, посвящённому Дню 8 марта

 

Правила поведения родителей на детском празднике

 

 
© CopyRight МБДОО "Детский сад №15" г. Зима Иркутская область, 2012 год, создание сайта: «Меридиан»