Система Orphus

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня32
mod_vvisit_counter Вчера61
mod_vvisit_counter На этой неделе274
mod_vvisit_counterНа прошлой неделе662
mod_vvisit_counter В этом месяце1843
mod_vvisit_counter В предыдущем месяце2592
mod_vvisit_counter Все дни208764
Страничка логопеда

Вся информация размещена с согласия субъектов персональных данных (ПД)

Консультации логопеда:

Игры и упражнения допустимо использовать и в работе воспитателя

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

«Медвежонок в берлоге»
Цель. Активизировать глубокий спокойный вдох и шумный выдох носом.
Описание. Дети ложатся в сухой бассейн-берлогу удобно устраиваются на разбросанных в нем мячах и поворачиваются с боку на бок.
Педагог.
Медведь в берлоге сладко спит
И шумно, на весь лес сопит.
Дети выполняют 8-12 шумных вдохов. Выдох произвольный.

• «Страшный сон мышонка»
Цель. Направить внимание детей на частое, поверхностное дыхание ртом.
Описание. В норе (сухом бассейне) спят мышата. Им снятся сладкие сны, и они дышат спокойно.
Педагог.
Как дышит мышка-крошка,
Коль снится злая кошка?»
Дети дышат поверхностно и учащенно.

• «Заячьи бега»
Цель. Стимулировать глубокое, частое дыхание.
Описание. Дети-зайцы резвятся на поляне, догоняют друг друга, прыгая на фитболах. После слов педагога, что зайцы устали, дети останавливаются, дышат глубоко и часто ртом, изображая запыхавшегося зайца.

• «Великан»
Цель. Формировать вертикаль позвоночника.
Педагог. Дети, представьте, что сенсорная комната — это пещера гномов, добывающих самоцветы. Светильники не способны показать нам все великолепие драгоценных камней, сокрытых в глубине пещеры. Здесь трудно дышать, мало свежего воздуха. Сверху давит каменный потолок. Каждый из вас — могучий великан, который с радостью помогает гномам удерживать этот каменный свод. Вы уверены в своих силах, и это видно по вашим телам. Вы очень прямые и высокие, живот втянут, головой вы устремлены вверх, тянетесь макушкой, плечами все выше и выше! Вы становитесь выше и стройнее. Почувствуйте, как вы красивы, могучи и надежны. Все самоцветы подземелья у ваших ног Гномы благодарят вас за помощь маленьким труженикам. И вы делаете это для них с радостью и любовью.

• «Медуза»
Цель. Учить детей расслаблять мышцы всего туловища с последующим напряжением их.
Описание. Дети лежат на ковриках, руки и ноги врозь.
Педагог.
Я лежу на спине,
Как медуза на воде.
Руки расслабляю,
В воду опускаю.
На сигнал «Шторм!» дети сворачиваются калачиком, напрягаются. «Шторм закончился» — дети снова расслабляются, ложатся свободно.

• «Чайка»
Цель. Учить глубокому, спокойному вдоху, согласовывать ритм дыхания с движениями рук.
Описание. Дети лежат в сухом бассейне на спине.
Педагог.
Спокойно на спине лежу,
Как чайка, медленно летаю.
Ладонями в воде скольжу:
Вверх — вдох, на выдох — опускаю.
Дети поднимают через стороны руки вверх, скользят ладонями по лежащим в бассейне мячам; делают вдох, выдох, опуская руки через стороны вниз.

• «Ленивец»
Цель. Удерживать позу общего расслабления.
Описание. Дети ложатся животом на мячи-гиганты.
Педагог.
Я ленивец, милый, славный,
Неуклюжий и забавный.
Вишу на ветке целый день.
Даже и висеть мне лень.

• «Отдых»

Цель. Учить расслаблять мышцы шеи и плечевого пояса.
Описание. Дети сидят на мячах-гигантах, широко расставив ноги, держа руки вдоль туловища, и отдыхают опустив голову на грудь. Педагог осуществляет контроль за качеством расслабления детей.

• «Полоскание»
Цель. Учить выполнять упражнение с усилием, преодолевая сопротивление.
Описание. Дети стоят возле сухого бассейна, опустив в него руку (ногу), и выполняют движения вправо, влево и вглубь с последующим встряхиванием воображаемых брызг.
Педагог.
Руки в бассейн опущу,
Тщательно прополощу.
Ну, а потом по порядку
Выну, стряхну, разотру.

• «Тора»

Цель. Развивать силу и амплитуду движений мышц плечевого пояса.
Описание. Дети стоят возле сухого бассейна и сгребают руками шарики в кучу.
Педагог.
Это, конечно, не Эверест.
Гору нагреб я руками.
Горы покруче, наверное, есть.
Попробуйте, сделайте сами!

• «Буратино удивляется»

Цель. Активизировать мышцы плечевого пояса.
Описание. Дети сидят на мячах-гигантах.
Педагог.
Удивляется полено:
— Папа Карло, где колено?
Поднимает плечики,
Смотрит так доверчиво.
Дети попеременно поднимают вверх правое, потом левое плечо.

• «Колобок»

Цель. Формировать плавность и амплитуду движения мышц шеи.
Описание. Дети сидят на мячах-гигантах.
Педагог.
Покатился колобок
С левого на правый бок.
А потом на спинке,
Будто по тропинке.
Дети совершают круговые вращения головой, затем расслабляют мышцы шеи.

• «Ёжики»
Цель. Формировать силу и точность движения. Осуществлять массаж мышц спины.
Описание. Дети-Ёжики бегут по залу, фырчат: «ф-ф-ф». По сигналу педагога они сворачиваются клубочком на массажных ковриках и сгруппировываются.

• «Водный велосипед»

Цель. Укреплять мышцы ног и брюшного пресса. Ритмизировать движения в соответствии со стихотворным текстом.
Описание. Дети сидят в сухом бассейне, опираясь спиной о бортик.
Педагог.
Водный мой велосипед
Как он любит непосед!
На педали нажимаю,
Рыбок стаи распугаю.
Дети выполняют ногами движения, имитирующие вращение педалей.

• «Переложи шарики ногами»
Цель. Укреплять нижние мышцы живота, ног.
Описание. Дети, лежа (сидя) в сухом бассейне, захватывают ступнями прямых ног шарики и перекладывают их.

• «Бревнышки»
Цель. Укреплять мышечный корсет, развивать координацию движений.
Описание. Дети лежат в бассейне, вытянувшись.
Педагог.
Лесоруб срубил бревно —
Ловко катится оно.
Дети перекатываются от одного бортика бассейна к другому.

• «Ветер, ветерок, ветрище»

Цель. Формировать направленность и силу выдоха.
Описание. Дети дуют на подвесные звуковые мобайлы, изображая ветер разной интенсивности.

• «Костер»
Цель. Упражнять в продолжительном выдохе. Учить дышать в заданном ритме.
Описание. Педагог включает светящуюся нить. Дети помогают ему задуть или разжечь воображаемый костер.

• «Поиграй со светлячками»
Цель. Отрабатывать ритм и темп дыхания.
Описание. Педагог включает светящуюся нить. Дети делают ритмичные вдохи и выдохи в соответствии с режимом мигания огоньков на нити.

• «Ловцы жемчуга»

Цель. Упражнять в задержке дыхания.
Описание. На дне сухого бассейна лежит воображаемая ракушка с жемчужиной. Дети должны задержать дыхание и достать жемчужину со дна бассейна, разгребая руками мячики.

• «Пожарники»
Цель. Тренировать короткий шумный резкий вдох, укреплять мышцы шеи.
Описание. Дети сидят на мячах-гигантах, опираясь на них руками, спина прямая. На резком вдохе они поворачивают головы вправо, делают произвольный выдох и поворачивают головы прямо, затем повторяют движения, но уже в другую сторону.

• «Насос»
Цель. Тренировать дыхательную мускулатуру.
Описание. Дети стоят и опираются прямыми руками о мячи-гиганты. На шумном резком вдохе они надавливают на мяч, на произвольном выдохе возвращаются в исходное положение.

• «Гармошка»
Цель. Автоматизировать нижнедиафрагмальное дыхание.
Описание. Дети, держат перед собой мячи-гиганты и сдавливают их руками на шумном вдохе, затем делают произвольный выдох и возвращаются в исходное положение.

• «Шарик»
Цель. Отрабатывать нижнедиафрагмальное дыхание и длительность выдоха.
Описание. Дети сидят на мячах-гигантх, расставив ноги и держа руки на животе. На вдох они надувают живот, на выдох втягивают, слегка надавливая на него руками.

• «Сосчитай мячики»

Цель. Упражнять правильное речевое дыхание.
Описание. Мячики из сухого бассейна рассыпаны по полу перед детьми. Дети, наклоняясь, делают шумный вдох носом. На выдохе они поднимают мячики, считают их и кладут в бассейн.

• «Покачай игрушку на животе»
Цель. Укреплять мышцы живота. Способствовать активному вдоху и выдоху.
Описание. Дети лежат в сухом бассейне на спине. Небольшую игрушку они помещают на живот. На шумном вдохе носом дети поднимают игрушку животом, на произвольном выдохе опускают ее.


 

 

Дидактические игры

Игра «Я собрал в огороде…»

Цель: расширение объема словаря, развитие слуховой памяти

Оборудование: предметы или изображения по изучаемой лексической теме.

Содержание. Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал на огороде…огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Следующий участник повторяет все сказанное предыдущим игроком и придумывает следующий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в игре последним. В зависимости от лексической темы, предложение меняется по содержанию: «Я собрал в саду…», «Я положил в шкаф…», «Я видел на улице…», «В лесу живет…», «На кухне есть…» и т.д.

Игра «Угадай по описанию»

Цель: расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления.

Оборудование. Набор картинок по лексической теме.

Содержание: Перед детьми выкладывается ряд изображений предметов (лимон, слива, груша, банан, вишня, яблоко). Взрослый дает следующее описание фрукта: «Желтый, овальный, кислый». Ребенок выбирает нужную картинку и называет фрукт. В случае затруднений с ответом взрослый просит ребенка: сначала назови все желтые фрукты. (Ребенок называет, остальные картинки убирают.) Теперь из них выбирают овальные плоды. Среди оставшихся картинок выбери кислый фрукт».

Ребенком производится отбор картинок в соответствии с первым названным признаком. Затем – со вторым и с третьим. Эти действия сопровождаются речью: «Желтые фрукты – это лимон. Груша. Банан. Яблоко. Овальные фрукты – лимон и банан. Кислый фрукт – лимон».

Игра «Угадай, чего не стало?»

Цель: расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления.

Оборудование: предмет или игрушка.

Содержание: Взрослый прячет предмет, пробуждая ребенка с помощью вопросов «Кто исчез? Что исчезло? Правильно воспроизвести его название.

Игра с мячом «Ассоциации»

Цель. Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций. Общей моторики.

Оборудование. Набор картинок по лексической теме.

Содержание. Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо признак предмета: «Красный». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (мак), и возвращает мяч взрослому. Аналогично: тяжелый – грузовик; колючий – еж; мягкий – снег; высокий – человек; стеклянный – стакан.

Игра «Кто больше увидит?»

Цель. Расширение объема словаря, развитие зрительного восприятия.

Оборудование. Заштрихованные, схематичные, наложенные друг на друга, перечеркнутые изображения предметов по лексической теме.

Содержание. Дети рассматривают картинки по теме, представляющие предметы в затрудненных для восприятия условиях. Побеждает в игре тот, кто  больше узнает и правильно назовет предмет.

Дорисовывание  недостающих частей     предметов, их называние

Цель: Расширение объема словаря наименованиями деталей предметов, частей тела животных; формирование представлений о животных, о предметах.

Оборудование: Изображения предметов (животных) с недостающей деталью (частью тела), цветные карандаши.

Содержание: Взрослый задает вопрос ребенку об отсутствующей детали предмета и просит дорисовать ее: «Чего не хватает? Дорисуй».

Игра с мячом «Животные и их детеныши»

Цель: закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход игры. Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет детеныша этого животного. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча; прокатывание мяча, сидя на ковре. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детенышей.

Группа 1. у тигра –;  у  льва — ;у слона - у оленя - у лося — у лисы

Группа 2. У  медведя — медвежонок,  у верблюда — верблюжонок,  у волка — волчонок,  у зайца — зайчонок,  у кролика — крольчонок,  у белки — бельчонок,  у коровы — теленок,  у лошади – жеребенок,  у свиньи — поросенок,  у овцы — ягненок,  у курицы — цыпленок,  у собаки — щенок.

Группа 3. — тигренок - львенок - слоненок - олененок лосенок - лисенок

Игра с перебрасыванием мяча «Чей домик?» или «Кто где живет?»

Цель: закрепление знаний детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Ход игры. Бросая мяч поочередно каждому ребенку, логопед задает вопрос, а ребенок, возвращая логопеду мяч, отвечает.

Вариант 1. Логопед: Дети: Кто живет в дупле? Белка. Кто живет в скворечнике? Скворцы. Кто живет в гнезде? Птицы: ласточки, кукушки сойки и т. д. Кто живет в будке? Собака. Кто живет в улье? Пчелы. Кто живет в норе? Лиса. Кто живет в логове? Волк. Кто живет в берлоге? Медведь.

Вариант 2. Логопед: Где живет медведь? Где живет волк? Дети: В берлоге. В логове.

Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живет в берлоге».

Игра с мячом «Скажи ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, называет первое слово например, шар, а ребенок, возвращая мяч логопед; называет второе слово (шарик). Слова можно cгpyппиpoвaть по сходству окончаний.

Стол — столик, ключ — ключик. Шапка — тапочка, белка — белочка. Книга — книжечка, ложка — ложечка. Голова — головка, картина — картинка. Мыло — мыльце, зеркало — зеркальце. Кукла — куколка, свекла — свеколка. Коса — косичка, вода — водичка. Жук — жучок, дуб — дубок. Вишня — вишенка, башня — башенка. Платье — платьице, кресло — креслице. Перо — перышко, стекло — стеклышко. Часы — часики, трусы — трусики.

Игра «Бывает — не бывает»

Цель: расширение и закрепление активного словаря ребенка, развитие логического мышления.

Ход игры. Играющие встают в круг. Ведущий называет времена года. Например: «Лето». А затем, бросая мяч кому-нибудь из детей, называет явление природы. Например: «Ледоход». Ребенок, поймавший мяч, должен сказать, бывает такое или не бывает. Игра идет по кругу. Кто ошибся, выходит из игры.

Варианты явлений природы и сезонных изменений: иней, ледоход, капель, листопад, метель, заморозки, дождь, снег, град, гроза и т. д. Усложнение. Дети дают полные ответы, объясняя возможность или невозможность того или иного явления природы в данное время года.

Игра «Потому что»

Цель: активизация,  уточнение значения обобщающих слов (развитие понятийного аспекта значения слов).

Содержание. Ребенок заканчивает фразу, начатую взрослым, и повторяет получившееся предложение целиком.

Речевой материал:

  • Бабушка сварила варенье, потому что осенью мы собирали урожай (овощей, фруктов, цветов).
  • В комнате пахнет деревом, потому что вчера привезли новую (посуду, мебель, одежду).
  • Дети ходят в зоопарк, потому что любят (насекомых, животных. цветы).
  • Миша намочил рукава, потому что старательно вымыл (посуду, электрические приборы, мебель).
  • В комнате шумно, потому что под окном большое движение (мебели, обуви, транспорта).
  • Паша быстро починил стул, потому что он умеет обращаться с (животными, инструментами, продуктами).


 

Рекомендации по активизации речи

Что-то последнее время зачастили случаи, когда дети упорно молчат, даже и к 3 годам ещё нет фразы, лишь отдельные звукоподражания и свои слова. Вроде и роды протекали благополучно, правда, в некоторых случаях есть наследственная предрасположенность (например, дедушка заговорил уже после 3, с 5 лет заикание, которое и во взрослом возрасте иногда проскакивает).

В общем, решила я как-то для себя систематизировать то, что, по моему мнению, помогает активизировать речь ребёнка. Думаю, что мой опыт вполне удачный, так как сын заговорил рано. Ему ещё нет 3, а уже развёрнутая фраза, может пересказывать по наводящими вопросам сказки. Фонематическое и слуховое восприятие отличное. Может повторить правильно пары-тройки слогов типа ПА-ПА-БА, ДА-ДА-ТА, повторяет ритмы из 3-4 отстукиваний с разным акцентом. Звукопроизношение: Р изолированное есть, пока не употребляет в словах, Л отсутствует, Ш заменяет на С, свистящие – межзубные. Тут, видимо из-за того, что любил сосочку пососать. Но, надеюсь, всё поправимо.


Итак:

1. Прежде всего необходимо создавать положительный эмоциональный настрой на восприятие речи. Ребёнку должно нравиться само речевое общение, он должен внимать родительскому голосу. Для этого необходимо ежедневно играть с малышом уже с самого раннего возраста (чем раньше тем, лучше, хуже не будет, Я, если память не изменяет, активно начала использовать все нижеперечисленные приёмы у сына с месячного возраста, пока пришла в себя после родов, адаптировалась к новому режиму и т.п.). Моими первыми речевыми играми с сыном были разнообразные игры-потешки. Только нужно обязательно эмоционально интонировать, заражать ребёнка радостью. Приведу некоторые, наши самые любимые.

Ах ты, котенька-коток,
Котя серенький лобок,
Украл у бабушки клубок
И запрятал в уголок.
А бабушка догнала,
За чубочек подрала.
Чух, чух, чух, чух.
Дрынь, дрынь, дрынь.

Эту потешку можно рассказывать, когда ребёнок лежит на спинке. Можно поглаживать его животик по часовой стрелке. (это и для профилактики пупочной грыжи). На звуки ЧУХ несильно нажимать по кругу вокруг пупочка, а на ДРЫНЬ – нажимать, вибрируя , на сам пупочек.


Тень, тень, поте тень,
Выше города плетень.
Вышли звери под плетень,
Похвалялися весь день.
Похвалялась лиса: «Всему лесу я краса!».
Похвалялся зайка: «Ну-ка, догоняй-ка!"
Похвалялись ежи: «Наши шубы хороши».
Похвалялись блохи» «И у нас не плохи»
Похвалялся медведь: «На весь лес могу реветь!».
Похвалялась коза: «Всем повыколю глаза!»
Опять же обыгрывать голоса зверей с разной интонацией, меняя выражение лица.


Наши уточки с утра
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! (делать пальцами «кря-кря»)
Наши гуси у пруда –
Га-га-га! Га-га-аг! (пальцами другой руки «га-га»)
А индюк среди двора –
Бал-бал-бал! Балды-балда! (по пупочку сделать пальцами как клювом)
Наши гуленьки вверху –
Гру-гру-груу, гру-ру-гру! (над пупком пощекотать)
Наши курочки в окно –
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко. (по пузику пальчиком постучать)
А как Петя-петушок
Ранним-рано поутру
Нам споёт ку-ка-ре-ку! (любые движения, или поднять руки ребёнка вверх-вниз, как будто крылья)


Нам не нужен гармонь-бубен,
Мы на пузе играть будем.
Пузо лопнет, наплевать.
Под рубахой не видать.
Похлопывать легонько по пузику, отбивая ритм потешки.


Ай, скок, поскок.
Молодой дроздок.
По водичку пошёл.
Молодичку нашёл.
Молодиченька, невеличенька.
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Зацепилась за пенёк,
Простояла весь денёк.
Держа под мышки ребёнка, имитировать подскоки, сидя на большом резиновом мяче или просто на кровати. (соответственно, когда уже ребёнок умеет держать головку)

Ехал пан, ехал пан
Шагом, шагом, шагом, шагом.
Ехал пан, ехал пан
Рысью, рысью, рысью, рысью.
Ехал пан, ехал пан
Махом, махом, махом.
Бух.
Ребёнок сидит на коленях. Имитируем езду на лошади
Соответственно, на каждую строчку убыстрять темп и силу подскоков. На бух – раздвигаем коленки.

Ток-ток, токоток,
Что неделя, то моток,
Что неделя, то моток,
Мотовило с локоток.
На каждый последний слог строчки ударять ручкой малыша по столу.


2. Рекомендую очень активно играть в пальчиковые игры. Если используете мелкие предметы в играх, то ни в коем случае не оставляйте ребёнка одного.
Хорошим пособием-подспорьем является книга Лены Даниловой, которая так и называется «Пальчиковые игры»

Но можно обыгрывать, благодаря её находке, различные сюжетные картинки в книжках, конечно же достаточно крупные, формата А4. Для игры могут понадобиться фасоль, верёвочки толстые и тонкие, счётные палочки. Например, на картинке солнышко - выкладываем из палочек лучи. Надвигается туча – выкладываем из фасоли дождик. Или из верёвочек или тех же палочек по контуру выкладываем квадрат, треугольник, круг. Сначала делала всё сама, а сын с интересом наблюдал, потом и сам научился

3. Очень важно слушать музыку. Разную, которая Вам по душе, которая заставляет заволноваться, помогает обрести спокойствие или светлую радость. Нужно попытаться определить пристрастия ребёнка и чаще напевать ему его любимые мелодии, несмотря на наличие или отсутствие голоса. , и ловить для этого любой подходящий момент.
Считаю, что очень хорошими для развития музыкального слуха являются песенки в обработке Екатерины Железновой. (Диск «Абсолютный слух от 1-5»)В основном, это те же русские народные песенки-потешки. Но поются они детскими голосами. Так задорно-заразительно. Есть некоторые с частым повторением звукоподражаний, что особенно хорошо для детей до года. С этими песенками я постаралась сделать презентацию и мы часто смотрели с сыном её. И уже около11-12 месяцев он повторял строчки из песенки «Гуси»: Га-га-га, Да-да-да».

4. И конечно же, необходимо расширять ежедневно пассивный словарь. Эти каждодневные кирпичики должны в итоге сложить новый мир, новое восприятие жизни, которое будет опосредовано речью. Сейчас очень много в книжных магазинах книг для совсем маленьких. Выбирайте те, в которых чёткие красочные иллюстрации или фотографии предметов. Как правило, листы в таких книгах плотные, на картоне.
Сейчас большое распространение при знакомстве детей с предметами окружающего мира получают различные презентации. Они бывают со звуком и без. Ищите их на всевозможных детских сайтах. Часто они выложены в свободном доступе.
Удачи!
Благодарна буду за добавления по теме от коллег-специалистов и внимательных родителей.


 

Как играть в речевые игры и с чего начинать?

Дети любят играть в разные игры, с разными игрушками, в разное время и разном месте. Играют они, оставаясь одни дома, с пришедшим в гости приятелем, со знакомыми ребятами на детской площадке или в группе детского сада. Любят они играть и со взрослыми. Видимо потому, что это бывает не так часто или совсем нечасто, как это хотелось бы нашим детям.
Я предлагаю вам - мамы, папы, бабушки, няни, педагоги и все те, кто с удовольствием общается с детьми и кто хочет сделать это общение приятным, интересным и, главное, полезным, поиграть вместе с ними в речевые игры. Поверьте, что играть со словом детям не менее интересно, чем с понравившейся игрушкой, а игра вместе со взрослым делает ее полезной и желанной. Что же такое «речевая игра»? Это стихи, с которыми и в которые можно играть. Любые ли стихи могут стать речевой игрой? Нет, не любые. Прежде всего, это те стихи, в которых есть сюжет и действие. Важно, чтобы было КОГО и ЧТО показывать. Если говорить проще, то в стихах должен быть персонаж, с которым будут происходить те или иные события. Например, это ребята, у которых Баба Яга за-брала все бараночки (потешка «Мы сидели на печи»), это солдаты, которые шли на базар за самоваром (потешка «Аты-баты»), это обжора Робин Бобин, который съедает без разбора все подряд (дразнилка «Робин Бобин») и т.д. Особенно нравятся ребятам стихи, в которых есть хороший юмор. Они быстро и легко запоминают их в ходе игры.

Где же взять такие стихи? Вы их найдете на страницах детских журналов, в сборниках стихов детских современных поэтов. Многие русские народные потешки, зарубежный фольклор также служат прекрасным материалом для создания детской речевой игры. Если вы обладаете способностью и умением рифмовать строки, можно попробовать создать и свои собственные стихотворные тексты. А в чем же польза этих игр? Как уже говорилось, в важности совместной игры взрослого и ребенка. Кроме этого, придумывая вместе с ребенком движения, мы помогаем ему развивать его фантазию, воображение, пластику движений, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха. Знакомя детей с различными образцами художественной поэзии, мы прививаем им интерес к художественному слову, развиваем желание самому рифмовать сначала отдельные слова, а затем и целые строки. Речевые игры помогают развивать мышление и речь ребенка, преодолевать те или иные логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь интонационно богатой и выразительной. Выступая в самых разных ролях, - бравого солдата, толстяка Робина Бобина, проказливой Бабы Яги, - ребенок избавляется от таких проблем, как детская стеснительность, неуверенность в себе, боязнь публичного выступления. Играя и примеряя на себя самые разные роли, он тем самым само выражается, у него появляется стойкое желание придумывать и фантазировать, одним словом - играть.
Как играть в речевые игры и с чего начинать? Принцип речевой игры прост: о чем говорю, то и показываю. Начните с того, что после прочтения детям выбранного стихотворения поговорите о его содержании, попросите их самим рассказать, что они поняли; прослушав стихи, уточните их ответы, разъясните непонятные или редко употребляемые в современной речи слова. Далее на каждую строку (или две строки) вместе с детьми придумайте удобный и соответствующий тексту стиха жест. Причем желательно, если один жест будет как бы вытекать из другого. Для удобства дальнейшей работы с речевыми играми придумайте жестам название, например: «домик», «дерево», «окошко», «глаза совы», «кошачьи лапки».
Еще кое-что об играх. Часто в речевых играх используется прием звукоподражания. Если в тексте речь идет о бабушке - текст произносится по-старушечьи, шепеляво; о мяснике - грубоватым голосом; о мышонке - тоненько, высоким голоском; о бычке - низким, протяжным. Элементы звукоподражания, как дополнительный элемент, вносят в игру оживление и веселье. Согласитесь, это так приятно обучаться, веселясь, играя вместе со взрослыми!
А теперь пришло время познакомить вас с предложенными речевыми играми. Поэтому скорей зовите ребят, усаживайтесь поудобнее и… читайте, придумывайте и играйте вместе с нами!
«Аты-баты, шли солдаты»
(модель И. Бодраченко по народной потешке)
Аты-баты, Дети маршируют.
Шли солдаты. Прикладывают правую руку к голове - «отдают честь».
Аты-баты, Маршируют.
На базар. Указывают левой рукой в сторону базара - «вон там базар».
Аты-баты, Маршируют.
Что купили? Разводят руки в стороны - вопросительная интонация - «спросить ручками».
Аты-баты, Маршируют.
Самовар. Расставляют ноги, слегка приседают, руки упирают в бедра, локти в стороны -
«я самовар».
Аты-баты, Маршируют.
Сколько стоит? Правую руку ставят на пояс, левую выстав-
ляют вперед - вопросительная интонация.
Аты-баты, Маршируют.
Сто рублей! Поднимают руки, пальцы растопыривают - «много денег».
Аты-баты, Маршируют.
Заходите, Слегка повернувшись назад, выставляют руки перед собой - пригласительный жест,ласковая интонация.
Выпьем чаю (Раскрытую ладонь левой руки держат перед собой - «блюдце».)
Поскорей! ( Соединяют большой и указательный пальцы правой руки - над «блюдцем» держат«чашечку».)
Считалка «Мы сидели на печи»(слова и модель И. Бодраченко)
Мы сидели на печи, Слегка расставляют ноги и сгибают их в коленях, опираются руками в бедра - «сидят на печке».
Ели булки, Выставляют правую руку в сторону - «держат на ладони булку».
Калачи. Выставляют левую руку в сторону - «держат на ладони калач».
Бабка Ежка прилетела, Расставляют слегка ноги, пружинят - «сидят на помеле», слегка сжимают правую руку в кулак перед собой - «держат помело»,
левой кистью руки выполняют круговые движения в воздухе - «ветерок от полета».
Все бараночки поела, Соединяют большие и указательные пальцы рук в колечки - «бараночки», говорят с обидой в голосе - «забрали наши бараночки».
Нам остался лишь батон, Вытягивают руки перед собой - «держат длинный батон», говорят с сожалением в голосе.
Кто не съел, Кладут обе руки на живот. Тот вышел вон! Выставляют в сторону левую руку, указательным пальцем указывают на «выход».
Речевая игра «Как у бабушки Наташи»
(слова народные)
Дети держат за концы воображаемый платочек, надетый на голову, говорят шепеляво, по-старушечьи. Ели вкусную мы кашу. Соединяют ладони перед собой - делают «тарелку», показывая ее всем, стоящим справа и слева. Каша пшенная с дымком, Над раскрытой ладонью левой руки - «тарелка»; указательным пальцем правой руки рисуют
воображаемый дымок, идущий от горячей каши и поднимающийся вверх, поэтому текст произносят нараспев, «глиссандируя».Каша пшенная с дымком, Повторяют те же движения, но с правой рукой - «тарелка»,
с левой - «дымок».
С хлебом, Выставляют правую руку перед грудью, локоть в сторону,
внутреннюю сторону ладони
вниз - «ломоть хлеба».С маслом, Левую ладонь кладут на правую сверху - «слой масла».
С молоком. Соединяют запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы рук - «кружка».Взяли мы большие ложки, Сжимают кулаки, большие пальцы поднимают вверх и разводят в стороны - две «ложки».Съели все до самой крошки! Попеременно то правой, то левой «ложкой» едят «кашу», поднося «ложки» ко рту.
Вот какая каша Снова делают «тарелку» и показывают ее всем, стоящим справа и слева.
У бабушки Наташи! Снова берутся за воображаемые концы платочка, говорят
по-старушечьи.
Речевая игра «Барабек» («Как дразнить обжору» из английского фольклора,
пер. К. Чуковского)
Робин Бобин Барабек  (Ноги расставляют, руки кладут на пояс, говорят, переступая с ноги на ногу, низким голосом, как Барабек.)
Скушал сорок человек , (Взявшись руками за голову, удивляются, произнося текст с удивленной интонацией.)
И корову, (Приставляют указательные пальцы к голове - «рога», говорят низким голосом.)
И быка, (Убирают руки за спину, выпячивают нижнюю губу, слегка наклонив голову, - «упрямый бык».)
И кривого мясника, (Медленно выставляют в стороны руки со скрюченными пальцами, ноги ставят косолапо - «кривой мясник».)
И телегу, (Слегка расставив ноги, опираются о колени руками, локти в стороны - «сидят на телеге».)
И дугу, (Стоят прямо, руки над головой соединяют дугой, касаясь кончиками пальцев, - «дуга».)
И метлу, (Правую руку сжимают в кулак, отставляют в сторону, в ней «метла».)
И кочергу, (Двумя руками берут воображаемую кочергу и делают резкое движение вперед, ноги слегка расставляют и чуть сгибают - «кочерга в печи».)
Скушал церковь, (Стоят прямо, один кулак обнимает другой, большие пальцы рук поднимают вверх и соединяют - это «свеча», голову наклоняют вниз, смотрят на «свечу», произнеся текст серьезно и негромко - «мы в церкви».)
Скушал дом, (Поднимают руки над головой, локти в стороны, кончики пальцев соединяют друг с другом - «крыша дома».)
Скушал кузню с кузнецом, (Двумя руками берут воображаемый молот, широко замахнувшись через голову, 2 раза ударяют по «наковальне», говорят активно, энергично, в ритме движений.)
А потом и говорит: Разводят руки в стороны.
- У меня живот болит!!! Берут живот двумя руками,
сгибаются и говорят тоненьким голосом, жалостливо.

 

 

Дидактические игры для развития связной речи

Дидактические игры для развития связной речи

«Собери картинку» Цель игры: учить детей из частей составлять целое изображение, называть сказку, действующих лиц, учить последовательно, рассказывать сказку. Воспитывать внимание, усидчивость. Развивать речь, обогащать словарный запас. Ход игры: ребенку предлагается из частей собрать целое изображение сюжета сказки. Ребенок должен назвать сказку и действующие лица, а затем рассказать сказку.

 

«Расскажи»

Цель игры: развивать речь детей, учить составлять описательные рассказы о предметах с помощью схем, развивать внимание, мышление, память.

Ход игры: пользуясь схемой составлять описательный рассказ о предмете, соблюдая последовательность.

 

Игра «Пословицы, поговорки».

Ребенок должен объяснить значение, смысл пословицы, поговорки, затем повторить ее четко, выразительно.

Игра «Придумай рекламу книге (платью и т.д.)»

Ребенок должен рассказать о предмете коротко, ясно, обращая внимание на характерные детали.

Игра «Продавец и покупатель»

На столе или полке, мольберте выставлено несколько похожих по назначению, но разных по внешнему виду предметов (картинок с изображением данных предметов). Ребенок должен так описать предмет, чтобы «продавец» понял, о каком предмете идет речь. Название предмета можно не называть. Пусть другие дети тоже догадаются, о чем идет речь.

Игра «Опиши-угадай»

Ребенок должен описать внешний вид другого ребенка, а остальные дети должны назвать, о ком говорил их товарищ.

Игра «Почини предложение»

Задача: тренировать детей в преобразовании деформированной фразы, развить языковое чутье.

Оборудование: заранее заготовленные взрослым деформированные фразы, в которых слова - существительные в именительном падеже, глаголы - в начальной форме.

Описание. Взрослый читает слова, а ребенок должен так их переставить и изменить, чтобы получилось нормальное предложение.

Например, «Мама, ваза, конфеты, класть» в «Мама кладет конфеты в вазу»; «Муха, на, стекло, сидеть» - «Муха сидит на стекле»; «Я, книга, читать, интересная» - «Я читаю интересную книгу».

Игра «Составь рассказ»

Задача: развить связную речь детей.

Оборудование: серия картинок, связанных единым сюжетом.

Описание. Взрослый предлагает рассмотреть сюжетные картинки, разложить их по порядку и придумать по ним рассказ. На начальном этапе взрослый может задавать ребенку наводящие вопросы - начинать предложение, а ребенок будет его заканчивать. Также взрослый помогает ребенку с использованием начальных, вводных и заключительных оборотов, придумыванием названия к составленному рассказу. По мере тренировки ребенок может быть более самостоятельным: работать без наводящих вопросов, проявить фантазию, объясняя причины того или иного поступка героев.

 

 
 

Консультации логопеда:

Развивая руку - развиваем речь

Учитель-логопед Товкач Е.С.

Для полноценного  формирования устной речи ребёнка важно развивать у него мелкую моторику рук, так как области коры головного мозга «отвечающие» за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.

Таким образом, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают влияние на развитие речи ребёнка. Пальчиковые игры способствуют не только развитию мелкой моторики и координации движений рук, но и стимулируют развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти. Дети учатся согласовывать текст с движением, что в свою очередь способствует активизации и пополнению словаря, развитию связной речи, так как стихотворные тексты легче запоминаются и  содержат все части речи.

Кроме пальчиковой гимнастики детям с нарушением пальцевой моторики полезно собирать пазлы, работать с конструктором, играть на детском пианино, застёгивать и расстёгивать пуговицы без помощи взрослого, завязывать шнурки, собирать рассыпанные мелкие предметы и т. п. Пальчиковые игры также способствуют подготовке руки ребёнка к школе, так как развивают мускулатуру руки.

Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям и играм на развитие мелкой моторики решают сразу две задачи:

  1. влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка;
  2. готовят ребёнка к овладению навыками письма.

Таким образом, ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.

Ниже предлагаем вам несколько пальчиковых игр, которые можно разучить вместе с детьми.

Моя семья

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!

Поочерёдно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с большого. На последнюю строчку – показать ладошки.

Капуста

Мы капусту рубим – рубим,
Мы капусту солим – солим,
Мы капусту трём – трём,
Мы капусту жмём – жмём.

На первую строчку – поочерёдные движения прямыми ладонями вверх – вниз, на вторую строчку –  поочередное поглаживание подушечек пальцев, на третью – потирать кулачок о кулачок, на четвёртую – сжимать и разжимать кулаки.

Стирка

Мы бельё стирали,
В речке полоскали,
Выжали, развесили –
То-то стало весело!

На первую строчку – тереть один кулачок об другой, на вторую – движения ладонями вправо-влево, на третью – сжимать-разжимать кулачки, имитировать движения, изображающие развешивание белья; на четвёртую – круговые движения кистями, ладони вверх, пальцы разведены в стороны («фонарики»).

Сидит белка на тележке

Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
Воробью, синичке,
Лисичке-сестричке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.

На первые две строчки – ритмичное сгибание пальцев обеих рук в ритме потешки, на следующие строчки поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.

Снежный ком

Взяли дети белый ком,
Лепить будем снежный дом,
Мы польём его водой,
Домик будет ледяной.
Ком за комом мы кладём,
Вот и вылепили дом.

На первые две строчки – имитировать движения, изображающие лепку снежков; на третью, четвёртую – «плескать» ладонями воду; на пятую, шестую – ставить кулачок на кулачок, затем нарисовать в воздухе ладонями домик.

Обновлено 15.04.2013 09:16
 
 


Консультации логопеда:

Занимательные упражнения, которые помогут ребёнку увеличить скорость чтения.

Уважаемые  взрослые!

Вашему  вниманию предлагаются  занимательные  упражнения,  которые  помогут   ребёнку  увеличить  скорость  чтения.

1. Ребенку предлагается соединить картинку со слогом, на который начинается ее название. 

2.В другом варианте задания под каждой картинкой подписаны различные слоги, ребенку нужно выбрать правильный первый слог названия предмета, изображенного на картинке. 

3.Вставь  пропущенную  букву.


4. Можно разрезать напечатанные на листочках слоги по горизонтали или диагонали (но не по вертикали, иначе слог будет разделен на буквы). Вы даете ребенку верхнюю часть слога, называете слог, просите найти нижнюю часть, затем составить половинки и назвать слог.

5. Последовательно  соединять  слова  в  тексте.

 

6. Читать  цепочки слов.

РА

НО








НО

РА








РА

МА








МА

ЛО








ЛО

СИ








СИ

ЛА








ЛА

ПА


7. Используйте  предложения, в которые вместо некоторых слов вставлены картинки.

8. Какие  буквы спрятались в этих картинках.


УСПЕХОВ !!!


Обновлено 15.11.2017 17:07
 

Советы по заучиванию стихотворений

Обновлено 15.11.2017 17:07
 

«Использование камешков «Марблс» в преодолении речевых нарушений

Камешки «Марблс» — это потомки глиняных шариков, которыми играли древние люди многие тысячи лет назад. Марблс — в переводе означает «мраморный». В наше время камешки «Марблс» изготавливаются из стекла и служат декоративными украшениями. Они красивые, гладкие, прозрачные, разных форм и расцветок, очень приятны на ощупь.

Ведущим видом деятельности в детском саду является игра, в игре ребёнок раскрепощается, получает эмоциональный заряд, обучается различным навыкам. Навык красивой, правильной, грамотной речи легче формировать в игровых ситуациях.

В своей работе многие учителя-логопеды используют замечательные камешки «Марблс». Работая с ними у детей, развивается память, мышление, внимание, воображение. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, — необходимый элемент в системе логопедического воздействия.

1.  Формируется правильный обхват кисти, развиваются сложные координированные движения рук.

2.  Развивается ориентировка на плоскости листа.

3.  Автоматизируются поставленные звуки у детей.

4.  Формируется звуковой анализ и синтез.

5.  Формируется анализ слогового состава слова.

6.  Проводится профилактика дисграфии у детей.

7.  Обогащается словарный состав.

8.  Развивается фантазия и творческое мышление у детей.

Игра «Выложи по контуру»

Использование камешков «Марблс» при изучении лексических тем, геометрических фигур и т.д.

Выложить по контуру картинки  

Заполнить картинку камешками

Игра «Вверх-вниз, вправо-влево»

  • Положите красный камешек в центр листа. Синий — в левый верхний угол, желтый — в правый верхний угол, зеленый — в правый нижний; оранжевый— в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль.
  • Педагог предлагает эталон разложенных камешков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок и назвать где и какой камешек находится.

Игра «Зеркало»

Детям рассказывается история о буквах — модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что, в конце концов, запутались; где они и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам, убрать их неправильные отражения.

Игра «Назови ласково»

Поможем Лунтику добраться до домика, построив дорожку из камешков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом ИК. Например: фонарик, столик, домик и т.д.

Игра «Волшебный мешочек»

Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак:

  • зелёный камешек — зелёный огурец, лук, крокодил и т. д.
  • жёлтый камешек — жёлтая репка, жёлтое солнце, и т. д.

Игра «Выложи слово»

Фишки-камешки выкладывать под картинками, или под буквами.

  • С какого звука начинается слово? Гласный он или согласный?
  • Какие еще слова можно придумать с этим звуком?
  • На каком мест находится звук (в начале, середине, конце?)


Учитель – логопед

Котова А. Ю.


Обновлено 15.11.2017 17:08
 

Учим буквы весело

К четырем годам дети начинают интересоваться буквами. Знакомить ребенка с ними следует в непроизвольной форме: учить раскрашивать буквы, соединять их по точкам, писать мелом на асфальте, лепить из пластилина и т.д. Перед началом изучения букв важно не забыть, что лучше всего заучивать «звуковую» интерпретацию букв (не «Ка» а «К», не «Бэ», а «Б» и т.д.). Это делается для того, чтобы впоследствии ребенку было намного легче учиться складывать слоги.

Уважаемые родители предлагаю приемы и игры, которые помогут детям лучше запоминать зрительный образ букв.

«Раскрашивание букв»

Можно скачать из интернета раскраски с буквами и предложить ребенку их раскрасить. Ребенок будет с интересом заниматься творчеством, а заодно закреплять знания о новой букве.

Чтобы процесс раскрашивания не наскучил ребенку, нужно использовать для этого разные интересные техники:

раскрашивать буквы не только карандашами, но и красками, восковыми мелками, штампами;

раскрашивать пальцами, используя пальчиковые краски;

использовать нетрадиционные техники рисования (ватными палочками, скомканной бумагой, кляксами и т.п.).

«Укрась букву»

Дети с удовольствием будут буквы украшать! Украшать их можно пластилином, аппликацией, цветными стеклышками, деталями конструктора, магнитами, пластилином.

«Половинки»

Данная игра рассчитана на закрепление знаний об уже знакомых буквах.

В процессе изучения алфавита важное значение имеет процесс повторения. Для этого вырежьте красивые карточки с буквами, разрежьте их на две части, перемешайте. Предложите ребенку «сложить» буквы из двух половинок.

«Лото и фольга»
Еще один способ изучения и повторения букв – лото. Не все дети относятся к буквенному лото с энтузиазмом. Для того чтобы заинтересовать ребенка этой игрой можно использовать фольгу или бумагу. Подготовьте игровое поле, а также заверните в фольгу или бумагу фигурки букв. Предложите ребенку развернуть букву и положить ее на свое место на игровом поле лото. Лото может быть звуковым – в этом случае нужно положить букву на карточку, на которой нарисован предмет, который начинается на эту букву.

«Буквоед»

У вас дома может появиться веселый Буквоешка. Проще всего для этого взять перчаточную куклу или мягкую игрушку. Например петушок – очень необычный! Он ест буквы! Ну-ка! Дай ему покушать букву Б! А теперь он хочет букву А! Ах как вкусно ты петушка кормишь!

«Конструирование»
Выкладываем силуэты букв из счетных палочек, спичек, конструктора Лего и всего остального, что попадется под руку: Некоторым детям может быть трудно, строить буквы из подручных материалов. С такими детками можно конструировать, используя метод «наложения». Для этого можно нарисовать простые схемы.

«Протыкалочка»

Нарисуйте букву на бумаге. Положите лист бумаги на ковер или мягкий диван и дайте ребенку зубочистку. Попросите его украсить буковку дырочками (проткнуть букву по контуру).

«Обводилочка»

Это отличная игра, для того, чтобы научиться писать буквы. Нарисуйте букву красками. Затем попросите ребенка обвести её другим цветом. Букву конечно лучше нарисовать на листе А4.Таким способом можно даже «писать» целые слова.

С помощью приведенных игр ваш ребенок с радостью будет запоминать буквы!

Учитель – логопед

Котова А.Ю.


Обновлено 15.11.2017 17:08
 


 
© CopyRight МБДОО "Детский сад №15" г. Зима Иркутская область, 2012 год, создание сайта: «Меридиан»