Система Orphus

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня15
mod_vvisit_counter Вчера61
mod_vvisit_counter На этой неделе257
mod_vvisit_counterНа прошлой неделе662
mod_vvisit_counter В этом месяце1826
mod_vvisit_counter В предыдущем месяце2592
mod_vvisit_counter Все дни208747
Страничка Изостудии

Вся информация размещена с согласия субъектов персональных данных (ПД)

Материалы на конкурс "Воспитатель года - 2015" Гуназа М.А.


Достижения

Повышение квалификации

Галерея юных художников

Нетрадиционные техники рисования в работе по здоровьесбережению

 

Цвет в детском рисун

Примерно до 5-6 лет цвет является для ребёнка в большей степени средством выразительным, чем изобразительным. Поэтому цветовая палитра рисунка и в этом возрасте, и даже позже выбирается не случайно.

Психолог и исследователь Макс Люшер впервые доказал, что выбор цвета отражает психическое и физическое состояние человека. Он определил символические значения цветов и предложил по любимому цвету определять характер ребёнка, психологический тип его личности и даже эмоциональную обстановку в семье.

Белый

Конечно, он встречается в рисунках очень редко, но если ребёнок явно проявляет любовь к белой краске, о нём можно сказать, что он эмоционально и духовно развит, чувствителен, склонен к философским размышлениям и замкнут.

Голубой

Голубой – символ мечты, свободолюбия и беззаботности. Этот цвет обычно предпочитают мальчики.

Жёлтый

Жёлтый цвет вызывает положительные эмоции и о фанате этого цвета можно сказать, что он свободолюбив, любознателен, оптимист, фантазёр и большой оригинал. У него развито воображение, присутствуют лидерские качества, в то же время он может оказаться безответственным. Ребёнок чувствует себя комфортно в своём окружении, хотя вынужден постоянно бороться за право быть другим, отличаться от большинства.

Зелёный

Зелёный – символ настойчивости и даже упрямства, независимости, любознательности, уравновешенности, благородства и честолюбия. Предпочитающим в своих рисунках тёмно-зелёный цвет детям недостаёт внимания и любви. Если ситуация не изменится, ребёнок вырастет замкнутым, скрытным, боящимся любых перемен, апатичным. Но у такого ребёнка высокий интеллект и развитая фантазия.

Коричневый

Коричневый вызывает отвращение, чувство дискомфорта и другие отрицательные эмоции. Поклонники этого цвета стараются создать вокруг себя собственный мир, надёжный, но не приносящий тепла и нежности. Родителям следует выяснить причину, по которой их ребёнок стремится отгородиться от реальности.

Красный

Красный цвет противоречив. С одной стороны, он агрессивен, символизирует раздражение и гнев. С другой стороны, говорит о здоровье и силе. Его предпочитают люди энергичные и эмоциональные, самостоятельные, целеустремлённые, общительные, открытые. Часто фанатам красного цвета присущи эгоизм и лидерские задатки. Внезапная любовь к красному у скромного ребёнка означает напряжение, агрессию. Возможно, такому ребёнку требуется отдых – как физический, так и эмоциональный.

Лиловый

Цвет девочек, символ нежности, чувственности, слабости и одиночества. Любящий лиловый цвет ребёнок живёт в собственном мире.

Оранжевый

Оранжевый цвет означает желание ярких впечатлений, любознательность и интерес к жизни. Выбор этого цвета свойственен детям открытым, эмоциональным, общительным, весёлым, непосредственным, часто меняющим своё мнение и увлечения. Неустойчивость нервной системы такого ребёнка делает его вспыльчивым и плаксивым.

Розовый

Ещё один «женский» цвет, который, как и лиловый, ассоциируется с нежностью, а также с робостью, женственностью и эмоциональностью. Поклоннице розового требуется повышенное внимание, ей жизненно необходимо чувство безопасности. Следует насторожиться родителям мальчика, который часто выбирает розовый карандаш. Это может говорить о неприятии его в коллективе, настороженности, слабости, замкнутости.

Серый

Серый – это пустота, безразличие, грусть, тревога. Цвет простого карандаша – отсутствие всякого цвета, тревожный сигнал. Фанат серого, как правило, тихий, «невидимый» ребёнок, зависимый от взрослых, не умеющий и не желающий учиться общаться.

Синий

Этот цвет ассоциируется у психологов с тревогой, концентрацией, потребностью в покое. Синий – в некотором смысле противоположность красному. Ребёнок, у которого синее не только небо и море, но и деревья, и солнце, и люди, — спокойный, неторопливый, обстоятельный, склонен к размышлениям, любит порядок и последовательность. Бывает, дети выбирают краски и карандаши синих оттенков, когда ищут покой.

Фиолетовый

Фиолетовый – цвет фантазёров, людей творческих, с отличной интуицией. В то же время, он может говорить о незрелости эмоциональной и интеллектуальной, что свойственно маленьким детям. Этот цвет тайны предпочитают ранимые и скрытные дети, ощущающие эмоциональное напряжение.

Чёрный

Пожалуй, наибольшую озабоченность вызывает у родителей появление в детских рисунках чёрного цвета в больших количествах. И не зря, ведь он означает депрессию, враждебность, протест и чувство безнадёжности. Дети, рисующие чёрным, переживают стресс, им необходима забота и обязательно – консультация психолога.

Можно также обратить внимание на то, какие в целом оттенки чаще всего использует ваш ребёнок в своём творчестве.

Пастельные тона – это знак спокойствия, зависимости, инфантильности. Их, а также тёмные оттенки, любят тихие и скромные дети.

Хорошо, когда ребёнок чаще рисует и раскрашивает такими цветами, как розовый, жёлтый, оранжевый, синий, голубой и зелёный. Эти цвет говорят о спокойствии и положительном настрое.

Не делайте ошибки, пытаясь найти в рисунке вашего ребёнка все цвета и, таким образом, приписав ему все возможные состояния и проблемы. Цвет имеет значение лишь когда он преобладает или когда выделяется на фоне остального рисунка. А также, если конкретный цвет используется при изображении одного и того же человека на разных рисунках.

И, конечно, не стоит беспокоиться, если вы сегодня нашли в рисунке своего ребёнка что-то настораживающее. Волноваться стоит тогда, когда определённый цвет или цветовая гамма используются постоянно на протяжении более чем двух недель.

Кроме того, любые сделанные по рисуночным тестам выводы – это лишь предположения, подтвердить или опровергнуть которые может только опытный специалист на основании полноценного обследования.

http://yarmalysh.ru/stati/detskaja-psihologija/detki-risujut/cvet-v-detskom-risunke

 

Выбираем товары для рисования: советы специалиста

Потребность в рисовании есть у каждого ребенка. Любой родитель может обернуть процесс рисования в развивающее, познавательное или захватывающее игровое занятие. О том, как правильно выбрать карандаши и краски, рассказала преподаватель творческий курсов Детского Центра «Сема» Елена Юрьевна Курцева.

Сейчас на рынке товаров для творчества представлен их огромный ассортимент.  Зная основные виды красок и карандашей, легко сделать правильную и нужную покупку.

Пальчиковые краски. Они очень хороши и удобны для малышей, которые еще не крепко держат кисточку. Ими можно рисовать ладошками и пальчиками. Они легко отмываются и стираются. Сделаны эти краски на водной основе, поэтому они нетоксичны и, можно сказать, даже съедобны. Но ваш маленький художник, попробовав их один раз, в следующий раз не потянет свою цветную ручонку в рот – ему они покажутся не вкусными и даже горькими по той причине, что производители в состав красок добавляют натуральный пигмент с горьким или соленым привкусом. Эти краски хорошо между собой смешиваются. Ими можно рисовать на бумаге, картоне, стекле.

Гуашевые краски. Обладают хорошей кроющей способностью. Густые. При высыхании светлеют. Разводятся водой. Гуашевые краски имеют большой цветовой спектр. В каких-то случаях их можно использовать вместо пальчиковых красок, так как по ценовой политике это гораздо дешевле.

Акварельные краски. Свойство акварельных красок – легкость и прозрачность. Также разводятся водой. Это экологически чистые и безвредные краски. Тоже представлен большой цветовой спектр. Неудобство представляют наборы при работе с малышами. Так, ребенок хочет порисовать всеми красками, а при смешении всех цветов получается грязь и серость. Поэтому нужно или закрывать некоторые цвета, или покупать акварельную краску в небольших тюбиках и выдавливать нужный цвет и нужное количество в небольшие емкости или на палитру.

Есть еще акриловые краски. Они растворяются водой, быстро высыхают и практически не отстирываются. Они больше уже относятся к профессиональным краскам, как и масляные, которые нужно разводить не водой, а скипидаром с лаком и льняным маслом.

Если говорить о карандашах, то это простые цветные карандаши. Они не должны быть очень толстыми. Нужно, чтобы ребенку было их удобно держать в руке. Есть небольшие по длине, не толстые и очень мягкие цветные карандаши – это самый лучший вариант для рисования.

Также есть акварельные карандаши. Нарисовав рисунок, его можно размыть водой, и получится акварельный эффект.

Очень удобны для рисования с малышами восковые мелки. Они не длинные и мягкие.

При выборе творческих материалов родители должны обратить внимание на следующие моменты.

1. Срок годности и производитель.

2. Информация о красках или карандашах должна быть на русском языке. Так вы сможете получить исчерпывающую информацию о покупаемом товаре и приобретете качественный и безопасный материал для творчества.

3. Краски лучше покупать в банках (гуашевые, пальчиковые) – вы сможете нужное количество выложить на палитру и сохранить краску в банке чистой, без примесей другого цвета. Пальчиковые краски есть в тюбиках — ими удобно рисовать контур, а малыш сможет его размазывать пальчиком.

4. Не покупайте ядовито-кислотные цвета! Хоть они и яркие, но могут негативно сказаться на эстетическом вкусе вашего малыша.

5. Краски не должны иметь резкий, неприятный и отталкивающий запах.

6. Показателем качественности краски является однородность красящегося пигмента.

7. Также хорошая и качественная краска легко ложится на поверхность и легко распределятся по ней.

8. Карандаши и мелки должны быть мягкими, то есть при небольшом нажатии оставлять яркий след.

Привить интерес и любовь к рисованию легко, главное — не заставлять ребенка, а заинтересовать его изобразительным процессом. Например, самим взять в руки карандаш или кисточку и начать раскрашивать рисунок, а ребенку, если он заинтересуется вашим процессом, предложить раскрасить какую-то деталь. Или более творчески подойти к этой проблеме: начать сочинять – рисовать историю или сказку на листе бумаги, и, если ребенок заинтересуется, предложить ему поучаствовать в сочинении-рисовании. И со временем вашему малышу будет нравиться фантазировать и выражать свои фантазии на бумаге. Самое главное, проявите терпение и любовь к вашему чаду!

http://yarmalysh.ru/stati/pokupki/vybiraem-tovary-dlya-risovaniya-sovety-specialista

 

Как организовать домашние занятия по рисованию и лепке

 

И в десять лет, и в семт, и в пять - все люди любят рисовать...

 

Дайте своему ребенку карандаши как можно раньше

 

Конспект организации художественно-поэтического досуга с детьми подготовительной группы комбинированной направленности

Воспитатель изодеятельности Гуназа Марина Анатольевна

г. Зима, октябрь - 2012г.

Цель: закрепление знаний и представлений дошкольников об осени.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить нетрадиционные техники рисования: рисование с помощью опилок;

Развивающие:

  • развивать творческое воображение, зрительное внимание;
  • обогащать словарный запас по теме: «Осень», образование прилагательных по теме;
  • развивать мелкую моторику рук;

Воспитательные:

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость, самостоятельность, умение видеть и понимать красоту природы, чувство коллективизма в игре, формировать эстетические чувства (аккуратность, умение доводить замысел до конца)

Материалы: опилки цветные (белые, красные, желтые, оранжевые, коричневые), картон голубого цвета, клей ПВА, кисть жесткая, подставки для кисти, карандаши простые, салфетки влажные, тарелочки под мусор, шкатулка, корзина с осенними листьями, вырезанные из цветного картона.

Предварительная работа: беседа с детьми об осени и осенних явлениях; рассматривание иллюстраций картин известных художников: И.Левитана «Золотая осень», «Осенний день. Сокольники»; заучивание стихотворений об осени; разучивание и пение песен; рисование деревьев, пейзажей.

Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Физическая культура», «Музыка».

Ход досуга:

I Организационный момент

Воспитатель. – Ребята, сегодня у нас необычный день. Посмотрите, сколько гостей. Давайте поздороваемся с ними.

А с вами хочет увидеться ещё одна гостья, сейчас она к нам придёт.

II Основная часть

В изостудию под музыку входит фея Осенина с корзиной в руках.

Фея Осенина. – Я, фея Осенина, пришла к вам в гости.

Здравствуйте, ручки! (3 раза хлопают)

Здравствуйте, ножки! (3 раза топают)

Здравствуйте, теплые наши ладошки!

Здравствуй, дружочек!

Здравствуй, дружок!

Здравствуй, осенний морозный денек.

Мы улыбнемся друг другу с тобой.

Здравствуйте гости, смейтесь со мной!(грустно)

Воспитатель. – Что-то мы не видим радости в твоих глазах?

Фея Осенина. – Мне совсем не до смеха.

Воспитатель. – Почему ты расстроена? Ты же потрудилась на славу, нарядила землю в осенний наряд.

Фея Осенина. – Я расстроена, потому что в разгар осени выпал снег и неожиданно спрятал наряд деревьев, стало прохладно, пасмурно. А мне хотелось бы ещё немного полюбоваться красотой осенней природы, шелестом листьев под ногами.

Воспитатель. - Ребята, надо бы помочь фее, давайте развеселим её, споём песню.

«Танец осенних листочков»  Музыка А.Филиппенко. Слова А.Макшанцевой.

Осенина. – А вы знаете, как называется осеннее явление, когда опадают листья?

Дети. – Это листопад!

Воспитатель. – А наши дети знают стихи про листопад. Даша и Данил сейчас расскажут.

Дети читают стихотворение.

Падают, падают листья –

В нашем саду листопад.

Жёлтые, красные листья

По ветру вьются , летят.

Птицы на юг улетают,

Гуси, грачи, журавли…

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

Воспитатель. Так про осень написала поэтесса Маргарита Ивенсен .

А еще мы можем любоваться осенним нарядом природы, рассматривая пейзажи.

Дети и Осенина садятся на ковёр.

Показ осенних пейзажей на мультимедиа во время рассказа.

Воспитатель. (под тихую спокойную музыку)

Осенью листья на деревьях становятся не только желтыми, какими? (красными, оранжевыми, коричневыми). Цвет листьев зависит от того, какая стоит погода: чем солнечнее осенние дни, тем ярче окраска. Многие художники очень любят рисовать осеннюю природу из-за этого разноцветья. Небо бывает голубым, прозрачным, по нему плывут белые облака, как бы посылая прощальный привет лета.

Да, осень прекрасна. С давних времён люди складывали стихи, сочиняли песни, загадки и пословицы.

Давайте вспомним приметы осени:

Осень подойдет неслышно,

Тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни,

На дорогу упадет.

Это первая примета,

Что от нас уходит лето.

А вторая - куст малины,

В нитях белой паутины.

Чуть короче станет день,

Потемнеют облака,

Словно их накроет тень,

Станет пасмурной река –

Третья верная примета:

Осень бродит близко где-то

Ранним утром на поляны,

Лягут белые туманы.

А потом уж жди, не жди

Моросящие дожди

Пеленой затянут просинь

Значит, наступила осень.

Осенина. - У нас, в природе есть копилка народных мудростей, где хранятся все пословицы и приметы времен года. А вы хотите положить свои знания? (Да)

(Осенина открывает крышку шкатулки, а дети называют приметы  и пословицы)

Пословицы

  1. Коли ясно, то осень прекрасна.
  2. Осень идет, и дождь за собой ведет
  3. Красна весна цветами, а осень пирогами.
  4. от осени к лету, поворота нету.
  5. Лето со снопами, осень пирогами.
  6. Грибок в кузовок – зимой будет пирожок.

Приметы

  1. Осенью паутина на ясную погоду.
  2. Гром в сентябре – теплая осень.
  3. Если орехов много, а грибов нет – зима будет снежная, суровая.
  4. Большие муравьиные кучи – к мягкой зиме.
  5. Когда гусь улетает, снег выпадает

Осенина. - Дети, вы замечательно всё говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне очень понравились ваши ответы.

Воспитатель. - А теперь пора помочь нашей фее Осенине и нарисовать ей на память красивые осенние пейзажи, проходите за столы.

Мы с вами рисовали осень гуашью, акварелью, а сегодня я предлагаю нарисовать осень с использованием опилок.

Сначала делаем набросок деревьев простым карандашом. Их можно рисовать разными способами (слайд с образцами деревьев).

Они бывают различной толщины, с разной формой кроны. Затем с помощью кисти намазываем клей на рисунок и быстро пальчиками посыпаем на клей опилки нужного цвета. Можно дополнить рисунок облаками, солнцем.

Прежде чем приступить к творчеству поиграем пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Осенние листочки»

Ветер по лесу летал, Плавные, волнообразные

Ветер листики считал: движения ладонями.

Вот дубовый, Загибают по одному пальчику

Вот кленовый, на обеих руках

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.

Вот последний лист с осинки,

Ветер бросил на тропинки. Спокойно укладывают ладони на стол.

Каждый придумал свой осенний сюжет. Приступайте к работе.

Художественное творчество детей.

Под спокойную музыку дети рисуют.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, пожалуйста, в окно. Какая на улице погода? (Ответы детей).

Осенина. А какая ещё бывает погода осенью:

  • Когда идет дождь – дождливая.
  • Когда дует ветер – ветреная.
  • Холодно – холодная.
  • Пасмурно – пасмурная.
  • Сыро – сырая.
  • Хмуро – хмурая.
  • Ясно – ясная.

Осенина. - Отлично. Вы правильно говорите о погоде.

III Итог.

Пока вы с Осениной говорили о погоде, работы подсохли. Возьмите их и аккуратно стряхните лишние опилки в тарелочку и пойдём покажем свои пейзажи фее Осенине, пусть она порадуется и мы вместе с ней.

Осенина. - Ребята, мне ваши работы очень понравились. А вам они нравятся? Почему?

Воспитатель. - Все работы получились разные, весёлые и грустные, яркие, красочные, аккуратные.

Вы все молодцы!

Осенина. – Ой, как мне стало радостно, я не зря трудилась, вы видели осенний наряд природы и запомнили его.

Воспитатель. А в заключении Артём и Настя расскажут стихотворение.

Дети читают стихотворение О.Чусовитиной «Осенний листок»

За окошком лист осенний пожелтел.

Оторвался, закружился, полетел.

Желтый листик подружился с ветерком.

Все кружатся и играют под окном.

А когда веселый ветер улетал,

Желтый листик на асфальте заскучал.

Я пошла во двор и листик подняла,

Принесла домой и маме отдала.

Оставлять его на улице нельзя.

Пусть живет всю зиму у меня!

Осенина. - Спасибо вам большое, ребята. Попрощайтесь с гостями. А мы  пойдём на улицу наблюдать за природой.

Обновлено 29.11.2012 08:53
 

Игры с рисованием


В процессе изобразительной деятельности малыш не просто учится проводить линии, скатывать шарики и отрезать бумагу — он развивается как личность. Творчество в раннем возрасте способствует умственному развитию ребенка. Ведь чтобы изобразить какой-нибудь объект, малышу нужно сначала выделить главное в этом объекте: круглые колеса у машины, лицо мамы и так далее. Рисование помогает ребенку выразить свое отношение к миру, он учится передавать свои эмоции с помощью цвета, линий и форм. Добиваясь пусть и небольших, но все-таки результатов, кроха становится более уверенным в своих силах. А положительная оценка этих результатов взрослыми дает малышу чувство значимости и ценности.

Вы можете развить творческий потенциал ребенка, если с самого раннего возраста познакомите его с разнообразными материалами и научите обращаться с ними. Покажите малышу, как нужно рисовать и лепить. Используйте для рисунков и аппликаций бумагу разного цвета и вида.

Помогайте ребенку выбирать сюжеты для творческой работы. Вместе вспомните знакомую сказку, спойте любимую песенку или обратитесь к личному опыту малыша, к тому, что его заинтересовало («Маша собирает грибы», «Слон в зоопарке», «Папа едет на машине», «Экскаватор копает песок»).

Рисование замечательно еще и тем, что от него легко перейти к другим видам учебной деятельности, и наоборот: рисунок можно надписать и почитать, части рисунка можно пересчитать, а если сюжет работы сказочный, можно разыграть сказку.

Изобразительная деятельность делает занятие интересным и увлекательным для малыша.

Перед проведением каждого занятия малыша надо обязательно заинтересовать тем, что он будет рисовать. Для этого можно: 
• заранее понаблюдать явления природы (дождь, снег, радугу); 
• почитать и обыграть простые сказки («Колобок», «Курочка Ряба»); 
• потанцевать и похлопать («как зайчики»); 
• спеть песенку (о дождике, о гусях, о машине);
• поиграть в ролевую игру («Паровоз», «Кот и мыши»).

«Рисуем дождик» (12-36 месяцев)

ЧЕМУ УЧИМСЯ: умению пользоваться красками и кисточкой; рисовать приемом примакивания; изображать знакомые природные явления. 
ПОНАДОБИТСЯ: листы белой бумаги, блюдечко с водой, кисточка, акварельные краски.

КАК ИГРАТЬ. Положите перед малышом лист белой бумаги и поставьте блюдечко с водой. Предложите ему нарисовать дождик при помощи водички. Управляя его рукой, покажите, как окунуть кисточку в воду и нарисовать дождик. Неторопливыми, мягкими движениями прикладывайте кисть к листу. Заполнив лист таким дождиком, порадуйтесь результату: «Вот какой дождик! Много капелек!»

Дайте ребенку другой лист и поместите перед ним краски. Помогите ему набрать на кисть нужное количество краски и заполнить лист мазками. Пусть их будет не очень много. Не надо помещать капли в ряд — это не будет похоже на настоящий дождь. Рисование дождя можно совмещать с пением. Тогда кисть можно прикладывать к бумаге в такт пению.


Дождик, дождик, 
Кап да кап, 
Ты не капай 
Долго так. 
Дождик, дождик льется, 
В руки не дается, 
Кап-кап-кап-кап! 

ВАРИАНТЫ. Поиграйте с готовым рисунком. Рассмотрите его вместе с малышом и спойте песенку. Одновременно с пением можно стучать по листу пальцами, имитируя звук дождя. Можно стучать только двумя пальчиками, а можно всеми сразу.

«Рисуем ягоды в травке» (12-36 месяцев)

ЧЕМУ УЧИМСЯ: навыкам рисования красками; разным приемам рисования.

ПОНАДОБИТСЯ: листы белой бумаги, блюдечко с водой, кисточка, акварельные краски, 2-3 фломастера.

КАК ИГРАТЬ. Прежде чем рисовать ягоды по-настоящему, нарисуйте их сначала в воздухе, а потом на листе без использования краски. Вложите кисть в руки малыша и, направляя его движения, очертите в воздухе круг, говоря: «Вот такая круглая ягодка!» Пусть он попробует повторить это движение на листе, предварительно окунув кисть в воду.

Помогите малышу нарисовать на листе травинки — достаточно нескольких прямых или изогнутых линий. Затем попросите ребенка самостоятельно нарисовать ягодки. Если у него не получается, направьте его руку, комментируя каждое движение: «Вот так проводим линию, соединяем здесь!» Ягодку можно закрасить, а можно оставить только контур.

Достаточно нарисовать 3-4 ягодки. После того как рисунок подсохнет, предложите ребенку обвести ягоды по контуру фломастером контрастного цвета. Одновременно с рисованием хорошо петь песенку про ягодки. Например:


По малинку в сад пойдем, 
В сад пойдем, в сад пойдем. 
Мы малинки наберем, 
Наберем, наберем... 

Закрепить круговое рисовальное движение можно, нарисовав ягодки не в траве, а на тарелке. Продемонстрируйте ребенку, как это делается, очертив на листе большой круг кисточкой, смоченной в воде. Пусть малыш нарисует тарелку прямо поверх этой линии. Внутри тарелки красками нарисуйте 3-4 ягодки. Разместите их на большом расстоянии друг от друга, иначе краска будет смешиваться. К ягодам можно пририсовать хвостики и округлые листочки. Вложите фломастер зеленого цвета в руку ребенка и покажите, как они рисуются.

ВАРИАНТЫ. Не забывайте, что вашу картину можно надписать. Используйте для этого карточки из цветной бумаги. Причем на этих карточках можно написать не только слова («Это ягодки», «Вкусные ягодки»), но и цифру, соответствующую числу ягод на рисунке («4 ягодки»). Тогда ягоды можно пересчитать: «Здесь сколько ягод? Одна, две, три, четыре! Давай напишем цифру „4“!»

«Рисуем дорожку» (12-36 месяцев)

ЧЕМУ УЧИМСЯ: рисовать; творческому видению; улучшаем координацию; развиваем точность движений.

ПОНАДОБИТСЯ: листы белой бумаги, блюдечко с водой, кисточка, акварельные краски, 2-3 фломастера.

КАК ИГРАТЬ. Положите перед малышом чистый лист, дайте ему кисть и поставьте рядом емкость с водой. Предложите ребенку нарисовать дорожку без краски, просто водичкой. Нарисуйте несколько линий рядом друг с другом в нижней части листа. Проводите рукой малыша по листу, комментируя каждое движение: «Вот так проводим кисточкой! Мягко-мягко! Медленно! Получилась прямая дорожка!»

Возьмите другой лист и предложите ребенку нарисовать дорожку уже красками. Помогите ему выбрать цвет. Можно использовать один цвет, а можно и два-три одновременно. Пусть малыш с вашей помощью проведет по листу несколько параллельных линий. Похвалите его: «Вот какая дорожка получилась!» Подождите, пока краска на листе немного подсохнет, и вместе нарисуйте на дорожке следы от сапожек. Пойте при этом песенку про сапожки.


Ходят по дорожке 
Красные сапожки. 
Это не сапожки, 
Мамочкины ножки. 

(Цвет сапог и имя их владельца можно менять по желанию малыша.)

ВАРИАНТЫ. Нарисуйте с ребенком следы разного цвета — от разных сапожек. Спрашивайте его: «А теперь какие сапожки пойдут по дорожке? Выбирай?» Если он просто показывает на понравившуюся краску, обязательно спросите: «Как называется этот цвет? Красный! Ходят по дорожке красные сапожки!»

«Рисуем пирожки» (12-36 месяцев)

ЧЕМУ УЧИМСЯ: изображать знакомый предмет; рисовать геометрические формы.

ПОНАДОБИТСЯ: листы белой бумаги, блюдечко с водой, кисточка, акварельные краски, 2-3 фломастера.

КАК ИГРАТЬ. Положите перед малышом лист и попросите его выбрать фломастер или карандаш, которым он будет рисовать пирожки (прянички или оладушки). Подойдут оранжевый, коричневый, красный, желтый цвета.

Направляя движения ребенка, нарисуйте на листе овальный оладушек, пирожок и круглый пряник. Вы можете попросить малыша заштриховать пирожок круговыми движениями. Покажите ему, как это делать, объясняя каждое движение: «Вот так закрашиваем! Ах, как красиво!» Малыш может завершить рисунок, дополнительно обведя пирожок фломастером контрастного цвета.


Я пеку, пеку, пеку 
Деткам всем по пирожку. 
А для милой бабушки, 
Испеку оладушки, 
А для милой мамочки 
Испеку два пряничка. 

Пирожки можно не закрашивать. Очертите контур пирожка и предложите малышу тоже обвести контур, но фломастером другого цвета. Попросите украсить пирожок: нарисуйте волнистую линию в середине пирожка. Пусть ребенок аккуратно обведет эту линию и попробует нарисовать такую же на другом пирожке.

ВАРИАНТЫ. Для рисования пирожков, пряников, оладушек и печенья можно использовать геометрические шаблоны (деревянные вкладыши или вырезанные из цветного картона геометрические фигуры).

Покажите малышу одну из геометрических фигур и спросите ее название: «Это что? Правильно, круг! Давай нарисуем круглый пирожок! Обведи круг!» Закончив обводку, снова назовите геометрические фигуры: «Вот какие пирожки! Это круглый пирожок! Это овальный пирожок! А это квадратный пирог!»

«Надписываем рисунок» (12-36 месяцев)

ЧЕМУ УЧИМСЯ: навыкам чтения и письма; соотносить изображение на рисунке со словом.

ПОНАДОБИТСЯ: готовый рисунок вашего малыша и 2-3 фломастера ярких цветов.

КАК ИГРАТЬ. Вы уже рисовали с ребенком дорожку, дождик, солнышко. Теперь можно надписать рисунки. Надписывание рисунков, нарисованных ребенком вместе с мамой, является одним из лучших способов привлечь малыша к письму, ведь детям всегда интересно то, что они сделали сами. Поэтому ребенок с удовольствием будет надписывать свои рисунки и читать эти надписи. Также можно придумывать рассказы по рисункам и фантазировать на эту тему.

Надписывая с малышом его рисунки, мы сразу решаем несколько задач: учим читать, писать, составлять рассказы по картинке, фантазировать. При этом значительно увеличивается словарный запас ребенка, формируется умение строить фразы.

Если у вас еще нет готовых рисунков или малыш хочет нарисовать новый, возьмите пару листов чистой бумаги и нарисуйте то, что хочет малыш. Лучше, если это будут самые простые и знакомые ребенку вещи. Например, сценка из сказки «Колобок»: «Катится колобок по дорожке», — ведь нарисовать большой круглый колобок очень просто.

Посмотрите на ваш рисунок и придумайте подходящую надпись. Желательно, чтобы она состояла из одного словосочетания или предложения. Например, «Колобок поет песенку», «Я колобок, колобок». Чем младше ребенок, тем более короткую надпись нужно сделать на рисунке. Иногда приходится делать надпись, состоящую из одного слова: «Колобок», «Дождик». Но лучше этого избегать. Для малыша гораздо интереснее и полезнее будет развернутая надпись о том, что нарисовано. Вместо надписи «Колобок» — «Катится колобок по дорожке» или «Колобок — румяный бок».

Надписи должны быть сделаны крупными (10-15 мм) печатными буквами, без всяких украшений. Буквы должны располагаться на небольшом расстоянии друг от друга, а между словами надо делать достаточно большие промежутки, чтобы они не сливались. Все буквы в слове должны быть написаны фломастером одного цвета, да и всю фразу лучше сделать одноцветной.

Обычно надпись делается по верхнему или по нижнему краю рисунка (не слишком близко к краю), чтобы ребенок мог легко ее увидеть. Но можно разместить надпись по бокам или в середине рисунка на свободных местах.

Все надписи следует делать вместе с ребенком, удерживая его ручку в своей руке. Если он устал или возражает, то сделайте надпись сами, обязательно поинтересовавшись у малыша, что бы он хотел написать.

«Домашняя выставка» (12-36 месяцев)

ЧЕМУ УЧИМСЯ: видеть результат применения своих умений; радости узнавания своих произведений.

ПОНАДОБИТСЯ: несколько рисунков малыша, несколько ярких прищепок, прозрачные папки-кармашки, веревочка на стене.

КАК ИГРАТЬ. Сделайте ребенку подарок — оформите выставку его работ! Выберите 3-4 рисунка и повесьте их на леску, закрепив яркими прищепками. Работы должны располагаться недалеко друг от друга и достаточно высоко от пола.

Повесив рисунки, порадуйтесь и похвалите малыша — пусть он почувствует уверенность в себе, значимость своего творчества. Рассмотрите работы, перечитайте вместе надписи на рисунках.

Для выставки можно использовать также работы малыша по графике, аппликации, надписанные плакаты любимых песенок. Периодически меняйте работы, добавляйте новые. Снятые с выставки рисунки храните в альбоме или в прозрачных папках-кармашках.

Время от времени подходите с малышом к выставке, чтобы вновь полюбоваться его творчеством.

ВАРИАНТЫ. Если работ малыша накопилось слишком много, то самые любимые из них можно поместить в альбом. Используйте для этого обычную папку с прозрачными кармашками.

Вместе с ребенком альбом можно рассматривать, а можно использовать его как книжку — разглядывать рисунки и читать надписи, проводя пальчиком малыша по буквам.

Если хотите, используйте отдельную папку для каждого вида изобразительной деятельности. Со временем рисунки в альбоме можно заменить новыми, вставив их в кармашки. Старые работы положите в большой конверт или в картонную папку на завязках.

«Делаем свою книжку» (18-36 месяцев)

ЧЕМУ УЧИМСЯ: навыкам рисования и письма; повышаем мотивацию к чтению; улучшаем технику чтения.

ПОНАДОБИТСЯ: 2-4 рисунка малыша на одну тему, прозрачные папки-кармашки, веревочка, несколько листов бумаги, фломастеры.

КАК ИГРАТЬ. Мы предлагаем вам сделать книжку из рисунков малыша. От альбома книжка отличается тем, что работы в ней подобраны по темам. Например, «Дождик», «Зима», «Фрукты и овощи», «Колобок» и т.д.

Предложите ребенку выбрать любимую аппликацию или рисунок. Это будет вашей первой иллюстрацией в книжке. Возьмите папку с прозрачными кармашками. Вместе с малышом придумайте название для вашей книжки, напишите его на листе бумаги и вставьте в кармашек.

Переверните страницу. Слева разместите выбранную малышом аппликацию, а справа — лист бумаги, на котором крупными буквами напишите слова из детской песенки или стишок, по смыслу подходящий к картинке (например, про дорожку). На следующем развороте поместите изображение малыша, шагающего по дорожке, его фотографию или рисунок на эту же тему.

Таким образом создавайте вместе с ребенком страницу за страницей, постепенно заполняя прозрачные кармашки.

Когда книжка будет готова, можно вместе с ребенком рассматривать в ней картинки, читать надписи, составить небольшой рассказ и т.д.

ВАРИАНТЫ. Свою книжку можно сделать из старой картонной книги, наклеив на страницы подобранные по теме рисунки малыша.



Теплякова О. Н., Козлова О. Л., глава из книги "Практическая энциклопедия развивающих игр" 

 

О роли музыки в детском художественном творчестве

КОНСУЛЬТАЦИЯ 
Условия деятельности в художественно-эстетическом развитии в системе образования соответственно с ФГОС
О роли музыки в детском художественном творчестве

Выполнила:

Воспитатель ИЗО

М.А. Гуназа

Одной из важнейших задач эстетического воспитания является приобщение детей к художественному творчеству и формирование художественно-творческих способностей. Все виды художественно-творческой деятельности тесно связаны с различными разделами работы, включёнными в педагогическую систему дошкольного воспитания. В процессе занятий по ознакомлению с окружающим миром, в том числе с природой, по развитию речи, при чтении произведений, при слушании музыки дети получают разнообразные впечатления, знания, представления, испытывают различные чувства. Всё это составляет основу творчества. Большое значение в осуществлении интеллектуального и нравственно-эстетического воспитания детей и в развитии их творчества мы придаём интеграции всех видов искусства и художественно-творческих деятельностей.

Музыка и изобразительное искусство  обладают значительным педагогическим воздействием, причем в их взаимосвязи это воздействие ещё более усиливается.

Звук и цвет всегда сосуществовали в природе и искусстве. Сопоставимы друг с другом тембр в музыке и колорит в живописи, мелодия в музыке и рисунок в живописи (недаром в музыкознании существует понятие «мелодический рисунок»). Ритм и динамика также являются важными выразительными средствами и музыки, и изобразительного искусства (в живописи – оттенки цветов, в музыке – динамические оттенки).

Параллели музыки и живописи отмечены ещё в Древней Греции (Аристотель) и  Индии (ваника, род живописи на музыкальные темы).

Взаимодействие музыкальной и изобрази­тельной деятельности оказывает положительное влияние на решение задач эстетического воспитания, способствует развитию детского творчества, совершенствованию процесса восприятия и изобразитель­ной деятельности дошкольников.

В ней происходит обогащение рисунков новым содержанием, вариативное использование способов изображения, самостоятельное и творческое решение изобразительных задач. Образы инструментальной программной и непрограммной музыки способствуют развитию сюжетного рисования, созданию многопредметных композиций.

Восприятие музыкального произведения на основе созданного рисунка помогает дошкольникам глубже осознать музыкальный образ, выразительные средства музыки, проникнуться ее настроением.

Дети-фантазеры создают свой особый мир, часто непости­жимый для взрослых. В этом удивительном мире слово и дви­жение, музыка и живопись сливаются в единый образ. Этот образ яркий, добрый, оригинальный, подвижный и всегда живой. В детстве глаза видят мир во всей его новизне и пре­лести, а чувства ему созвучны и родственны.

Воображение – это сложный психический процесс, основывающийся на образах восприятия, без которого невозможно осуществление любой художественно-творческой деятельности. Воображение развивается в процессе разнообразных деятельностей, когда дети придумывают дополнения к изображению, создаваемому по заданию педагога, картинку, рассказ, сказку, загадку, движения в танце и т.д. Для развития воображения используют разнообразные игры: словесные, изобразительные, музыкальные и др.

При организации комплексных занятий с использованием взаимосвязи музыкальной и изобразительной деятельности важным ус­ловием является такая последовательность, при которой предлагает­ся детям сначала песенный репертуар, потом программная инструмен­тальная музыка и только после нее - непрограммная инструменталь­ная пьеса; ребенок должен осознать музыкальный образ в целом и средства музыкальной выразительности. Оптимальное влияние музыки на качество детских рисунков происходит при обеспечении следующей последовательности в работе: прослушивание музыкального произве­дения, анализ средств музыкальной выразительности, поиск средств графического воплощения образов.

Использование в процессе обучения цветовых моделей помогает детям понять характер музыкальной пьесы и определить средства его передачи в рисунке.

Ребенок должен уметь предвосхищать графический образ и обла­дать определенными навыками изобразительной деятельности.

Наиболее выпуклым и легко воспроизводимым в рисунке яв­ляется музыкальный образ песни. Средства ее выразительности, вы­деленные и осмысленные детьми, углубляют графический образ, спо­собствуют обогащению рисунка яркими деталями, способствуют появ­лению новых цветовых и композиционных решений. В отличие от реалистических изобретений, создаваемых деть­ми в связи с восприятием песни и программной пьесы, при переводе впечатлений от непрограммной музыки дети рисуют как реалистические, так и абстрактные композиции, пытаясь передать ритм, динамику, темп музыкального произведения ритмом пятен, сочетанием цвета, определенной композицией форм, линий и т.д. Это свидетельствует о возможности понимания детьми средств музыкальной выразительности и умении передавать возникшие впечатления в рисунке различными графическими средствами.

Песня, являясь синтетическим видом искусства, включает не только музыку, но и художественное слово, образы которого воздействуют на ребёнка, вызывая яркие, образные впечатления, положительное эмоциональное отношение к ним. Это определяет доступность песенного произведения для детей. Именно поэтому осуществление взаимосвязи следует начинать с песни. Она может быть использована как средство обогащения детского творчества уже с 2-3-х лет. На музыкальных занятиях, слушая «Осеннюю песенку» муз. А.Александрова, сл. Н.Френкеля или альбом Т. Потапенко и М. Красева «Песни об осени», дети с удовольствием рисуют на занятиях изобразительной деятельности, как кружатся в воздухе и падают на землю разноцветные осенние листочки. Песни как средство обогащения содержания детских рисунков, лепки, аппликаций, а так же в свободной творческой деятельности можно широко использовать в разных возрастных группах. Прослушав произведение, дети высказывают свои впечатления о музыке, а затем в соответствии с этими впечатлениями создают изображения. Этот вид взаимосвязи интересен тем, что будит фантазию, рождает самые разные образы, обогащающие детское изобразительное творчество, что в свою очередь углубляет впечатления детей о музыкальных произведениях, способствует их запоминанию.

Однако текст пес­ни ограничивает творчество детей. В этом отношении инструменталь­ная программная музыка обеспечивает большие возможности для раз­нообразного творческого решения графических задач. Вместе с тем следует отметить, что возможность выполнения детьми подобных за­даний подготавливается восприятием и изображением музыкального образа песни.

В старших группах на музыкальных занятиях звучат музыкальные фрагменты из оперы А. Римского - Корсакова «Сказка о царе Салтане» («Три чуда»), из «Детского альбома» П.И. Чайковского пьесы «Игра в лошадок», «Новая кукла», «Баба Яга», «Марш деревянных солдатиков». Дети называют композиторов и их произведения, находят их портреты. Они делают выводы, что все услышанные произведения – это сказки, затем на занятиях изобразительной деятельности дети воплощают их в рисунках.

Музыка может использоваться в процессе занятий по изобразительной деятельности для создания хорошего настроения. Звучание музыки даетребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение,настраивает детей на единый лад: умеривает возбужденных, мобилизует заторможенных, активизирует внимание детей.

Этот метод предполагает использование на занятиях музыкальных произведений. Необходимо помнить, что музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту детей.

С этой целью во время занятия может тихо звучать музыкальное произведение, близкое по теме тому, что изображают дети, или просто хорошая спокойная музыка. Доказано, что музыка Моцарта хорошо воздействует на психику, полезна при многих соматических заболеваниях и язве желудка. А вот снять раздражительность и нервное напряжение на занятии вам поможет “Лунная соната” Л. Бетховена, “Времена года” П.И.Чайковского. Достигнуть полного расслабления можно, включив вальс из кинофильма “Овод” С. Шестаковича. Если мучают головные боли, то в качестве лекарственного средства можно использовать “Полонез” Огинского, а улучшит работу сердца “Элегия” С. Рахманинова и “Бал” симфония Л. Бетховена.

Всем известно, что взаимосвязь изобразительной деятельности и музыки служит обогащению новым содержанием как одной, так и другой деятельности, способствует формированию более глубоких и осознанных знаний и представлений. Так, образы музыки, театрализованной игры, природы обогащают изобразительную деятельность детей: в их рисунках, например, появляются клоуны, если мы слушаем произведение «Клоуны» муз. Кабалевского, «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» композитора П.И. Чайковского, «Осенняя песенка», слушая произведения П.И.Чайковского «Времена Года». Это обогащает эмоциональный опыт детей, создаёт хорошее настроение, вызывает желание действовать самостоятельно и активно.

Поэтому мы с музыкальным руководителем решили сделать подборку музыкальных произведений для обеспечения эффективности влияния музыкальных обра­зов на детские рисунки. При этом необходим правильный отбор музыкальных произведений. Они должны отвечать общедидактическим и эстетичес­ким требованиям и содержать образы, доступные графическому выра­жению.

Таким образом, правильно организованные (с позиции здоровьесбережения) и интересно проводимые занятия играют большую роль в духовном развитии детей, в формировании их мировоззрения.

Через чувства, эмоции, самореализация личности ребенка происходит более продуктивно во всех сферах жизнедеятельности и поэтому обогащение воспитанника опытом эмоционального отношения к действительности является важнейшим аспектом духовного развития ребенка – его духовного здоровья.

Экспериментируя со звучащими красками и цветными звуками, маленькие художники постигают сущность ранее неизвестных им творческих методов живописи, раскрывающих красоту и гармонию мира.

Музыка, которую дети воплотили в рисунках, прекрасно осмысливается и запоминается детьми. Они радостно откликаются на ее звучание и безошибочно узнают ее даже спустя несколько лет. Такая работа дает детям блестящую возможность творческого самовыражения и демонстрирует высокий уровень музыкального восприятия, воображения и художественно-эстетического развития в целом.

 

Как смотреть произведение изобразительного искусства

 

Архив

 
© CopyRight МБДОО "Детский сад №15" г. Зима Иркутская область, 2012 год, создание сайта: «Меридиан»